Оглавление

SuT5455601.jpg SuT5455602.jpg

Командирская башенка танка Т-54Б.

Установка ночного прибора командира ТКН-1 в командирской башенке танка Т-54Б.

SuT5455603.jpg SuT5455607.jpg

Установка броневой крышки ночного прицела ТПН-1.

Механизм поворота башни танка Т-54Б.

В дневных условиях с танка снимались вместе с ночным прибором командира ТКН-1 и его блоком питания головка прицела ТПН-1 с бронировкой (вместо них устанавливалась броневая крышка), прожектор ОУ-3 с ограждением и прожектор Л-2. Прибор ТКН-1 укладывался в чехол и крепился ремнями к перегородке МТО над баллонами ППО (блок питания — в стеллаже вместо призмы), прожектор ОУ-3 — в ящик на левой надгусеничной полке за выпускным патрубком (там же находилась часть ЗИП комплекта прибора ТКН-1 и прицела ТПН-1). Головка ночного прицела в чехле крепилась ремнями внутри башни с правой стороны, а бронировка прицела укладывалась на правой надгусеничной полке и фиксировалась на ней тремя болтами. Прожектор Л-2 вместе с запасным инфракрасным фильтром располагался в ящике на левой надгусеничной полке. Запасная головка ночного прицела в брезентовом чехле размещалась на перегородке МТО под сиденьем командира танка.

Стабилизатор СТП-2 обеспечивал: автоматическое удержание пушки Д10-Т2С и спаренного с ней пулемета СГМТ в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях при движении танка; наводку спаренной установки оружия в двух плоскостях с плавным регулированием скоростей наводки; целеуказание от командира танка наводчику в горизонтальной плоскости.

Конструктивно СТП-2 состоял из стабилизатора пушки в плоскости вертикальной наводки (стабилизатор ВН) и стабилизатора башни в плоскости горизонтальной наводки (стабилизатор ГН). Управление стабилизаторами ВН и ГН производилось от общего пульта управления. Стабилизаторы ВН и ГН могли работать одновременно и раздельно, независимо один от другого. Скорости наводки пушки по вертикали с помощью стабилизатора находились в пределах от 0,07 до 4,5 град./с, скорости вращения башни - от 0,07 до 15 град./с. С помощью пульта управления также осуществлялись производство выстрела из пушки (кнопка электроспуска в верхней части правой рукоятки) и стрельба из спаренного пулемета (кнопка на левой рукоятке). При работе ручными приводами наводки спаренной установки для производства выстрела из пушки наводчик пользовался рычагом электроспуска на рукоятке подъемного механизма; при стрельбе из спаренного пулемета — кнопкой электроспуска на рукоятке маховика механизма поворота башни. В том и другом случае наводчик не мог произвести выстрел из пушки до тех пор, пока заряжающий после заряжания пушки не включил цепь электроспуска пушки (кнопка на приборе автоблокировки, устанавливавшемся на правом щите ограждения пушки).

Система командирского управления танка Т-54Б по конструктивному исполнению и принципу действия была аналогична системе командирского управления танка Т-54А. Целеуказание могло производиться как в режиме полуавтоматического наведения, так и в режиме стабилизации. В режиме целеуказания поворот башни в направлении цели осуществлялся с максимальной скоростью 15 град./с.

SuT5455604.jpg SuT5455605.jpg

Установка 100-мм танковой пушки Д10-T2C в башне танка Т-54Б.

SuT5455606.jpg

Размещение агрегатов стабилизатора СТП-2 «Циклон» в танке Т-54Б.

Углы вертикальной наводки спаренной установки с использованием телескопического прицела ТШ2А-22 при стрельбе прямой наводкой в дневных условиях составляли от -5-1 до +18± 1° (при включенном стабилизаторе углы уменьшались: снижения — на 45' и возвышения — на 3°45'). Боевая скорострельность при стрельбе с места составляла 7 выстр./мин., сходу — до 4 выстр./мин.

Для обеспечения повышенной точности наводки в горизонтальной плоскости в танке Т-54Б применили механизм поворота башни с люфтовыбирающим устройством, на картере которого устанавливался азимутальный указатель поворота башни, обеспечивавший точность отсчета в одну тысячную дальности. Новая конструкция механизма поворота башни со сдающим звеном (фрикционом) и с люфтовыбирающим устройством обеспечивала более плавный поворот башни от электромоторного привода, а также повышенную точность наводки орудия87. Переключение механизма с ручного привода на электромоторный и наоборот осуществлялось электромагнитной муфтой. Для исключения деформации вала исполнительного двигателя использовался второй фрикцион. Азимутальный указатель вместе с боковым уровнем задействовался также при стрельбе с закрытых огневых позиций. Некоторым изменениям подвергся штыревой стопор башни, в конструкцию которого ввели блок-контакт для размыкания цепи электропривода при застопоренной башне.


87 В связи с введением люфтовыбирающего устройства зубчатый венец нижнего погона башни был сделан на 11 мм выше, чем зубчатый венец погона башни танка Т-54А (для уменьшения удельного давления на зубья). В результате КПД механизма поворота башни Т-54Б в два раза превышал аналогичный коэффициент механизма поворота башни танка Т-54А.

Оглавление