Оглавление

Большое внимание уделялось обеспечению надежного пуска двигателей в различных условиях эксплуатации и особенно в условиях низких температур. С конца 1940-х гг. работы по созданию эффективных систем подогрева (подогревателей), включенных в систему охлаждения, развернулись во ВНИИ-100, НИИД, НИИБТ полигоне и Военной академии бронетанковых и механизированных войск.

В 1947 г. прошел испытания изготовленный специально для танка форсуночный подогреватель, разработанный в академии В.М. Голосовым, вытеснивший впоследствии как менее эффективные все другие типы подогревателей. Появление форсуночного подогревателя с принудительной циркуляцией жидкости и высокой теплопроизводительностью 29-31 кВт (25000-27000 ккал/ч) ознаменовало собой качественный скачок в развитии танковых систем предварительного разогрева двигателя. Ранее на первых послевоенных танках Т-54 и ИС-4 применялись пародинамические подогреватели, в которых для разогрева охлаждающей жидкости использовалась паяльная лампа.

В 1950—1960-е гг. подогреватели и системы подогрева подверглись модернизации. На танках Т-55, Т-62 и ПТ-76 (ПТ-76Б) был введен обогреваемый картер двигателя, что позволило существенно улучшить разогрев зоны коленчатого вала и на 30—40% сократить время подготовки двигателя к пуску.

В августе 1952 г. наряду с ручным приводом редуктора форсуночного подогревателя был установлен электромоторный привод, что позволило значительно увеличить количество воздуха подаваемого в топку котла, а также скорость циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя при работе подогревателя. Кроме того, претерпела изменения и конструкция котла подогревателя. До ноября 1953 г. на танках Т-54 использовались подогреватели с котлом дымогарного типа, который в новом подогревателе был заменен жаротрубным кольцевым котлом. Основным недостатком котла старой конструкции был малый срок работы без чистки, необходимость в которой возникала из-за быстрого нагарообразования на поверхностях подогрева. В котле новой конструкции все соприкасающиеся с пламенем поверхности были изготовлены из нержавеющей стали, обеспечивавшей высокую теплостойкость сердцевины котла.

SuRuPzWg0809.jpg SuRuPzWg0810.jpg
Форсуночный подогреватель танка Т-54. Схема системы охлаждения и подогрева двигателя танка Т-54 обр. 1951 г.
SuRuPzWg0811.jpg SuRuPzWg0816.jpg
Схема системы подогрева двигателя танка Т-10 (Т-10М).
Условные обозначения
 
SuRuPzWg0812.jpg  Путь воды
SuRuPzWg0813.jpg Путь топлива
SuRuPzWg0814.jpg Путь воздуха
SuRuPzWg0815.jpg Путь продуктов сгорания

Схема форсуночного подогревателя танка ПТ-76Б.

На тяжелом танке Т-10 и его модификациях устанавливались форсуночные подогреватели с котлом плоской формы. Циркуляция жидкости в системе охлаждения и подогрева обеспечивалась насосами с ручным и электромоторным приводами. В танке Т-10М тепло системы подогрева двигателя использовалось также для разогрева масла в механизме передач и поворота трансмиссии.

Оглавление