Оглавление

SuRuPzWg0818.jpg SuRuPzWg0817.jpg SuRuPzWg0822.jpg
Пародинамический подогреватель танка ИС-4. Пародинамический подогреватель танка Т- 54 обр. 1948 г. Схема обогрева картера дизеля В-6.
SuRuPzWg0824.jpg SuRuPzWg0825.jpg SuRuPzWg0826.jpg SuRuPzWg0819.jpg
Схема обогрева картера дизеля В-55. Форсуночный подогреватель танка «Объект 432».
SuRuPzWg0820.jpg SuRuPzWg0823.jpg SuRuPzWg0827.jpg

Форсуночный подогреватель с электромоторным приводом редуктора.

SuRuPzWg0821.jpg

Конструкция котла форсуночного подогревателя:

а — дымогарного типа: б — жаротрубного кольцевого типа.

Форсуночный подогреватель танка Т-10. Форсуночный подогреватель танка Т-62 и его продольный разрез.

С 1961 г. в танке Т-62 стал использоваться малогабаритный форсуночный подогреватель, котел которого был короче котла подогревателя танка Т-55 на 551 мм. Для улучшения смесеобразования в котле устанавливался завихритель воздуха, обеспечивавший подачу воздуха двумя потоками. Первый поток (30%) подавался по четырем трубам со стороны форсунки, второй (70%) — через конус завихрителя навстречу первому. Кроме того, топливо, поступавшее к форсунке, предварительно подогревалось до 200—250°С и подавалось через форсунку в топочное пространство котла в парообразном состоянии. Производительность водяного насоса подогревателя довели до 70 л/мин, а цикличность подачи топлива была увеличена с 600 до 1300-1400 впрысков в минуту.

Привод редуктора котла осуществлялся от электродвигателя МН-1 мощностью 0,3 кВт. Время разогрева дизеля подогревателем при температуре окружающего воздуха -40°С составляло 40 мин (время разогрева дизеля танка Т-55 - 1,5 ч). Кроме того, улучшенное смесеобразование и горение в котле подогревателя танка Т-62 обеспечивали его надежный пуск от электромоторного привода при низких температурах.

В 1960-1963 гг. во ВНИИ-100 для танка «Объект 432» был разработан, изготовлен и испытан малогабаритный, высокоэффективный жидкостный предпусковой подогреватель с тепловой мощностью 50 кВт. К его особенностям относились: оригинальная камера сгорания с интенсивной закруткой подаваемого воздуха и стабилизатором пламени, высоконапорная центробежная форсунка и газовоздушный теплообменник пластинчатого типа. В дальнейшем этот тип обогревателя использовали в танке «Объект 434». С целью обогрева экипажа с использованием тепла подогревателя на нем устанавливался специальный радиатор с вентилятором (отопитель), который был последовательно включен в систему подогрева.

Кроме того, в 1958-1969 гг. во ВНИИ-100 провели НИОКР по созданию танкового подогревателя с более высокими характеристиками. В результате в состав подогревателя был включен термоэлектрогенератор (ТЭГ) с прямым преобразованием тепловой энергии подогревателя в электрическую с целью использования электроэнергии при неработающем двигателе танка. Работа проводилась совместно с Институтом полупроводников (ИПИ) АН СССР и ЛПИ им. М.И.Калинина. Предполагалось, что ТЭГ позволит получить электрическую мощность примерно 500 Вт, что позволило бы экипажу танка поддерживать машину в боеготовом состоянии, обогревать обитаемые отделения, разогревать аккумуляторные батареи и расходовать часть электроэнергии на подзарядку аккумуляторов или для обеспечения работы радиостанции в зимний период, без пуска основного двигателя. Новый подогреватель имел тепловую мощность около 72 кВт, энергетический КПД — 87%, а электрическую мощность — 340 Вт. Работы по совершенствованию ТЭГ продолжались до середины 1980-х гг., однако технические, финансовые и межведомственные проблемы не позволили довести конструкцию ТЭГ до промышленного образца.

Оглавление