Оглавление

SuPzTrl011.jpg

Противоминный трал ТР-28 бойкового типа, смонтированный на танке Т-28.

Проведенные исследования бойковых тралов также выявили их существенные конструктивные недостатки и ограничения. В результате представленные образцы были забракованы, а дальнейшая их разработка — прекращена.

Бойковый противоминный трал для танка Т-28 (ТР-28) был разработан в КБ завода №185 инженерами И.Г. Белогурцевым и А.В. Калоевым. Установка трала предусматривала минимальные изменения в конструкции танка и обеспечивала траление мин перед идущей машиной на участке шириной 3,5 м.

Весной 1940 г. на заводе № 185 опытный образец бойкового трала установили на Т-28, в июле-августе этот танк прошел испытания на НИБТ полигоне. На вооружение бойковый трал не принимался.

Бойковый трал имел барабан, на котором в определенном порядке располагались бойки, подвешенные на тросах диаметром 10-12 мм. При движении танка барабан приводился во вращение с помощью цепного привода от направляющего колеса танка. Для этой цели сбоку на направляющем колесе устанавливались две звездочки: одна (малая) — для цепного привода, вторая (большая) — для зацепления с цевками траков гусеницы и исключения проскальзывания направляющего колеса. Скорость траления составляла 10-15 км/ч.

Тралы при испытаниях показали неудовлетворительные результаты и не были приняты на вооружение вследствие:
-  недостаточной надежности конструкции;
-  забрасывания пылью, грязью и снегом смотровых приборов танка работающим органом;
-  наличия при работающем трале впереди танка пелены из пыли, грязи или снега, что приводило к потере ориентировки водителем;
-  спутывания при работе тросов бойков трала, что приводило к пропуску мин;
-  отрыва 7-8 бойков от трала при подрыве мины, что нарушало в дальнейшем эффективность его работы.

По результатам проведенных испытаний дальнейшие работы по бойковым тралам были прекращены.

В качестве основного типа был принят катковый трал как наиболее эффективный. На совершенствование его конструкции были направлены основные усилия конструкторов-исследователей. Катковый трал надежно приводил к срабатыванию механические (нажимные) взрыватели мин предвоенного периода.

Первый образец каткового трала был сконструирован в 1935 г. После испытаний и усовершенствования в 1937 г. были изготовлены опытные образцы Катковых тралов к танку Т-26, а в 1938 г. - к Т-28.

Трал монтировался на лобовой части танка и был устроен следующим образом: к танку прикреплялась рама с двумя рычагами, посаженными на вал, который, в свою очередь, вращался на подшипниках, прикрепленных к корпусу танка.

Каждая катковая секция состояла из трех катков специальной конструкции. Каждый каток был подвешен к общей оси, вращался на ней и при перемещении не зависел от других катков, копируя в определенных пределах неровности местности. Катки соединялись со стальными ободами и амортизирующими резиновыми прокладками. Посадка катков на ось рамы применялась эксцентрическая с целью улучшения копирования микрорельефа местности. Поперечные уклоны местности также воспринимались рамой путем ее перекоса относительно рычагов.

При движении танка катки двигались перед гусеницами и, нажимая на грунт, подрывали встречающиеся на пути мины. В транспортном положении трал поднимался лебедкой на высоту, достаточную для свободного движения танка.

SuPzTrl012.jpg  SuPzTrl014.jpg SuPzTrl013.jpg

Противоминный трал каткового типа, установленный на танке СТ-26.

Оглавление