Оглавление

SuPzTrl015.jpg
Противоминный трал каткового типа, установленный на танке СТ-26, после подрыва на мине.

Конструкция трала имела ряд существенных недостатков:
- нагребание грунта (снега) катками при движении по слабым грунтам (снежной целине);
- недостаточная взрывоустойчивость.

К положительным качествам можно было отнести небольшой вес и перераспределение части веса танка через пружинные амортизаторы.

В результате проведенных испытаний была установлена недостаточная прочность катков трала при подрыве на минах. После подрыва 3-4 мин под одной кареткой трала катки требовали замены.

Первоначально рабочий орган трала состоял из широких катков, не обеспечивающих надлежащее копирование микрорельефа местности, что приводило к пропуску мин. Анализ результатов опытов позволил выработать рациональное техническое решение трала. Рабочий орган трала выполнили из нескольких дисков (катков), что обеспечивало копирование неровностей рельефа местности и требуемую чистоту траления.

Катковый противоминный трал для танка Т-28 был разработан опытным заводом НАТИ в г. Москве в 1938 г. Опытные образцы прошли испытания в мае-июне 1939 г. на НИБТ полигоне.

Катковый противоминный трал мог устанавливаться как на линейные танки, так и на инженерный танк ИТ-28 без переделки корпуса машины. Трал выдерживал 2-3 взрыва противотанковых мин с массой взрывчатого вещества 2,6 кг. По результатам испытаний потребовалось доработать конструкцию трала с целью повышения его живучести (10-15 взрывов под кареткой трала) и улучшения маневренности машины с установленным тралом. Было рекомендовано изготовить 2-3 опытных образца для проведения в 1940 г. повторных полигонных испытаний в летних и зимних условиях.

Проведенные испытания тралов продемонстрировали преимущество каткового (нажимного) траления. Одновременно был получен большой опыт в развитии тралов других принципов действия.

Советско-финская война особо остро поставила вопрос о создании средств преодоления минных полей. В ходе ведения боевых действий выявилась большая насыщенность оборонительной полосы минными полями, что потребовало для обеспечения успешного проведения операций применения противоминных тралов танковыми частями и соединениями. К сожалению, к началу Великой Отечественной войны количество таких средств в войсках было невелико.

Характеристика трала

Ножевой трал для Т-26 (1 вариант)

Ножевой трал для Т-26 (2 вариант)

Бойковый трал для Т-26

Бойковый трал для Т-28

Катковый трал для Т-26

Катковый трал для Т-28

Скорость траления, км/ч

5

5

5-6

10-15

5-3

10-12

Ширина траления, мм

2x600

3 500

2x480

2x500

Глубина траления, мм

250

250

до 100

до 100

Вес трала, кг

200

200

7200

1886

2336

Время монтажа трала силами экипажа, мин

30

20-25

90

-

60

80

Перевод трала

Без выхода экипажа

Без выхода экипажа

С выходом экипажа

С выходом экипажа

Без выхода экипажа

Без выхода экипажа

Аварийная отцепка

Невозможна

Невозможна

Невозможна

Невозможна

Невозможна

Невозможна

Габариты трала с танком, мм:

длинна

6760

6760

5740

5900

8600

ширина

2740

2740

2680

2770

3300

высота

2240

2240

2240

2240

2620

SuPzTrl016.jpg

Испытания противоминного трала каткового типа на танке Т-28 (подрыв на мине).

SuPzTrl017.jpg SuPzTrl018.jpg

Противоминный трал каткового типа, смонтированный на танке Т-28.

Оглавление