Оглавление

PzB1bis076.jpg PzB1bis078.jpg

Слева: вид сзади на танк В1 bis №226 «Toulouse» производства Renault. Справа: вид сзади на корпус механизмов танка В1 bis №207 «Martinique». В нижней горизонтальной цилиндрической части картера корпуса механизмов монтировался главный дифференциал привода валов полуосей ведущих колес и шестерни «Н» «J» (см. схему внизу). Выше находится большой круглый кожух, закрывающий ведомую шестерню демультипликатора «В», круглая крышка меньшего диаметра, находящаяся слева вверху кожуха, закрывала шестерню «А», закрепленную на выходном вале устройства Naeder. Тормозные барабаны с колодками находятся слева и справа корпуса механизмов, за ним видна верхняя часть корпуса устройства Naeder.

Во время войны с надежностью работы устройства поворота Naeder возникли проблемы. Пока в мирное время объемы выпуска оставались небольшими, была возможность отладить каждый агрегат. Но при резком росте производства качество резко упало, были случаи, когда танки приходили с завода с неработающим устройством поворота.

Хотя при выходе из строя устройства Naeder водитель мог продолжать движение, поворачивая танк путем притормаживания гусеницы одного из бортов, это требовало значительных физических усилий. Обычно в этом случае двигались на 2-й передаче, причем водителям, непривыкшим к такому стилю вождения, иногда приходилось совершать три маневра, чтобы вписаться в крутой поворот. И, конечно, исключалась возможность быстрого и точного наведения 75-мм орудия.

Двигатель эксплуатировался в достаточно узком диапазоне скоростей вращения вала. Инструкция рекомендовала переходить с 1-й передачи на 2-ю при достижении скорости 2 км/ч (при скорости вращения вала двигателя 1200 об/мин), со 2-й на 3-ю - при 6 км/ч, с 3-й на 4-ю — при 9 км/ч, с 4-й на 5-ю - при 17 км/ч. По той же инструкции предельное число оборотов двигателя ограничивалось величиной 1900 об/мин, при которых скорость составляла: на 1-й передаче — 3,2 км/ч, на 2-й - 6,9 км/ч, на 3-й — 11,6 км/ч, на 4-й - 19,9 км/ч, на 5-й - 28 км/ч. В то же время были установлены и предельные величины скоростей для различных условий движения: максимальная скорость на шоссе — 25 км/ч (при маршевой — 20 км/ч), на неровной местности — 21 км/час, на пересеченной — 15 км/ч. Танк преодолевал подъем в 40,5° и боковой уклон 35°.

PzB1bis077.jpg PzB1bis079.jpg

Кинематическая схема трансмиссии.

Устройство поворота Naeder (appareil Naeder).

Ходовая часть

На танке использовались гусеницы такого же типа, как и на тракторе Холта (Holt). Каждая гусеница состояла из 63 траков, соединенных между собой пальцами. Каждый трак имел сплошной башмак с развитым гребнем, соединенный с двумя рельсами клепкой или сваркой (траки с обоими методами соединения выпускались параллельно). В вертикальных стенках рельсов имелись четыре отверстия, с задней стороны трака между рельсами стояла соединительная втулка, соосная с крайним задним отверстием. Для соединения траков между собой на рельсы трака надвигались рельсы последующего трака до совмещения заднего отверстия переднего трака с передним отверстием последующего. Затем в отверстие вводилась втулка и палец шарнирного соединения. Собранная гусеница, таким образом, представляла собой бесконечную замкнутую двухрельсовую дорогу, по которой катились сдвоенные опорные катки, имеющие с обоих сторон реборды, охватывающие рельсы.

Движение верхней ветви гусеницы осуществлялось скольжением по рельсовым поддерживающим направляющим. Шаг трака, т.е. расстояние между осями шарнирных соединений, составлял 213 мм. Гусеница была громоздкой и тяжелой (масса одного трака составляла 18,2 кг), требовала больших радиусов поворота, но обладала и рядом достоинств. Во-первых, при создании танка в 1920-х и начале 1930-х гг. остро стоял вопрос низкого ресурса гусениц. Так как у Char В1 bis с грунтом контактировали только башмаки, шарнирные соединения гусениц работали в гораздо более щадящих условиях, чем у гусениц более современной конструкции. Кроме того, опорные катки не требовали резинового бандажа, с ресурсом которого у многих танков 1930-х гг. также были проблемы. Развитый гребень башмака позволял саморегулировать удельное давление на почву: на твердой дороге, без погружения, оно составляло 13,9 кг/см2; на грунте при погружении на 2 мм — 10 кг/см2; на мягком грунте, при погружении на 20 мм — 3,7 кг/см2; на болотистой почве при погружении на 70 мм - 0,8 кг/см2. Массивный трак также не разрушался при попадании в него снарядов малого калибра и пуль противотанковых ружей. Обычно разрыв гусеницы происходил вследствие разрушения шарнирного соединения при боковом обстреле, так как при лобовом обстреле оно было прикрыто траком. Гусеница служила и дополнительной защитой верхних боковых листов корпуса, имевших относительно малую толщину (25 мм).

Оглавление