Оглавление

Двигатель

Начиная с танка №236, В1 bis оснащался 6-цилиндровым однорядным низкооборотным двигателем авиационного типа фирмы Renault со степенью сжатия 5,25 и рабочим объемом 16,5 л. Двигатель развивал мощность 204 л.с. при 1200 об/мин, 275 л.с. при 1600 об/мин, 297 л.с. при 1800 об/мин и 307 л.с. при 1900 об/мин. Масса двигателя составляла 450 кг. Потребление бензина при замере на стенде составляло 260 г на 1 л.с./ч, масла — 3 г на 1 л.с./ч. Согласно инструкции 1939 г., запаса бензина в баках общим объемом 400 л (200 л в основном и 100 л в дополнительном баках в нишах правого борта, а также 100 л в дополнительном баке в нише левого борта) хватало на 10 ч работы двигателя (хотя в инструкции 1940 г. приведен другой показатель — 9 моточасов). Однако это интегральный показатель, предусматривающий работу двигателя танка по большей части на холостом ходу. При совершении непрерывного марша по шоссе запас хода составлял около 100 км. Таким образом, с точки зрения расхода топлива один моточас примерно соответствует пробегу в 10 км. Французы ориентировались в своих расчетах потребности в топливе именно на время. Так, в журнале боевых действий 41-го танкового батальона имеется запись, что 14 мая 1940 г. в 17 ч командир батальона Malaguti доложил командиру полубригады подполковнику Balanie, что после совершения 65-км марша в баках танков осталось бензина примерно на 3 ч.

Система охлаждения двигателя с общим объемом охлаждающей жидкости 75 л имела два трубчатых радиатора и два вентилятора, обеспечивая съем тепла до 100 тыс. кал/ч при расходе жидкости через насос до 18 тыс. л/ч. При этом исходящий наружу сквозь жалюзи вентиляционной решетки на левом боку танка поток воздуха сдувал пыль с дороги лучше любой пылеуборочной машины.

Трансмиссия

В1 bis имел механическую трансмиссию. На двигатель крепился корпус сцепления Fieux, представляющего из себя последовательное соединение двух агрегатов: автоматического центробежного сцепления (conjoncteur-disjoncteur Fieux automatique), включающегося при превышении скорости вращения вала двигателя величины 900 об/мин и разъединяющего двигатель и трансмиссию при падении оборотов ниже этой величины (что позволяло трогаться на повышенной передаче или продолжить движение без переключения скорости после резкого торможения, сцепление также разъединяло двигатель и трансмиссию, когда сила сопротивления вращению превышала мощность двигателя, предотвращая его поломку) и быстродействующего сцепления, которое давало возможность быстро переключать скорости. На выходной вал сцепления надевалась втулка с шестерней цепного привода устройства поворота Naeder, во внутренние пазы вала входили наружные шлицы первичного вала коробки передач, находящейся в корпусе механизмов.

Корпус механизмов (Boite de mecanisme) включал в себя: коробку передач с пятью прямыми и одной задней передачей; главный дифференциал привода валов полуосей ведущих колес; по одному демультипликатору в ступице каждого из ведущих колес; тормозную систему с тормозными колодками, управляемыми сервоприводом Athimon; находящийся выше основного вспомогательный дифференциал, приводимый в действие устройством поворота Naeder.

Уникальной особенностью В1 bis было наличие вспомогательного дифференциала с приводом от устройства поворота Naeder. Их совместная работа давала возможность увеличивать обороты одного ведущего колеса при одновременном снижении оборотов другого, позволяя легко осуществлять повороты, а также быстро и точно наводить орудие, неподвижно закрепленное относительно корпуса в горизонтальной плоскости.

Устройство поворота Naeder (appareil Naeder) объединяло в одном корпусе нагнетатель, промежуточный резервуар, высокомоментный радиально-плунжерный гидромотор и устройство быстрого возврата в нейтральное положение. Шестерня входного вала нагнетателя соединялась цепной передачей с шестерней, закрепленной на выходном валу быстродействующего сцепления. В гидромоторе давление нагнетаемой жидкости преобразовывалось во вращательное движение вала, имеющее при небольшой скорости большой крутящий момент. Имея на входном валу крутящий момент 22 кгм, Naeder, при давлении нагнетания 100 кг/см2, создавал на выходном валу крутящий момент в размере 68 кгм.

PzB1bis070.jpg PzB1bis072.jpg

Разрушенное отделение механизмов. Справа — двигатель, в центре — сцепление Fieux, выше которого находится устройство Naeder.

Сцепление Fieux: автоматическое центробежное сцепление, быстродействующее сцепление и втулка с шестерней цепного привода устройства поворота Naeder.

PzB1bis071.jpg PzB1bis073.jpg PzB1bis074.jpg PzB1bis075.jpg

Ведущее колесо в сборе с демультипликатором, тормоз в сборе, тормозной барабан Char В1 и Char B1 bis.

Оглавление