Оглавление

PzB1bis080.jpg PzB1bis081.jpg

Схематический разрез и внешний вид корпуса ходовой части.

PzB1bis083.jpg PzB1bis084.jpg

Траки гусеницы Char В1 bis со сварным и клепаным соединением рельсов с башмаком.

Схематический разрез трака и опорного катка.

Подвеска танка состояла из шести балансирных тележек, потри на борт. Каждая тележка имела большой балансир: на его противоположных концах были закреплены два малых балансира, на каждом из которых, в свою очередь, крепились два сдвоенных опорных катка. Таким образом, на борт суммарно приходилось12 сдвоенных опорных катков.

Три сдвоенных катка впереди первой тележки и один замыкающий сдвоенный каток позади последней, третьей тележки, служили для натяжения гусеницы. Причем первый и третий каток имели одинаковую конструкцию, которая отличалась от конструкции второго и замыкающего катка.

Каждая балансирная тележка имела независимую пружинную подвеску из трех соосных вставленных друг в друга винтовых пружин разного диаметра, работа которой дополнялась двумя листовыми рессорами, расположенными продольно корпусу с обеих сторон вертикального штока пружиной подвески. Цилиндрические винтовые пружины сжатия из стали прямоугольного сечения центральной тележки имели силу сжатия 7200 кг, пружины крайних тележек круглого сечения — 4250 кг. Такое неравномерное распределение было вызвано стремлением улучшить поворачиваемость танка. Максимальных ход пружинной подвески составлял 70 мм, листовые рессоры включались в работу на последних 30 мм хода, при этом на последних 5 мм дополнительно задействовался отбойник с резиновым упругим элементом, ограничивающий максимальный ход.

Каждый натяжной каток имел только независимую подвеску из двух листовых рессор, расположенных параллельно друг другу вдоль корпуса.

PzB1bis085.jpg PzB1bis082.jpg
Взрыв оторвал нижние бронелисты корпуса ходовой части. Хорошо видны сгруппированные на площадках впускные штуцера системы смазки и отходящие от них к точкам смазки трубки. Сдвоенные катки (слева направо): натяжные первый и третий, натяжные второй и замыкающий, опорный балансирных тележек.

Все балансирные тележки и натяжные катки каждого борта были собраны в отдельных левом и правом корпусах ходовой части (train de roulement). Периодичность смазки осей катков, малых и больших балансиров, а также механизма натяжения гусеницы была установлена в 150 км пробега. На внешних вертикальных бортах корпусов ходовой части имелись четыре площадки с установленными в два ряда штуцерами для впрыска смазки, при этом каждый штуцер трубкой соединялся с определенной точкой смазки. Чтобы получить доступ к штуцерам одного из корпусов ходовой части, было достаточно откинуть четыре бронелючка, установленных в прикрывающих его нижних бронелистах.

Объемы производства и нумерация танков

Выпуск Char B1 bis разворачивался медленно. Главной проблемой в мирное время была высокая закупочная цена танка, которая в 1938 г. составляла (без башни и вооружения) 1590 тыс. франков, в 1939-1940 гг. - 1800 тыс. франков. Суммарный заказ на 8 октября 1936 г. составил всего 70 Char В1 и В1 bis. Заказав 1 мая 1937 г. еще 35 танков (с №236 по №270), а 1 февраля 1938 г. - 70 (с №271 по №340), армия планировала укомплектовать ими первые пять батальонов. Это удалось сделать только после начала войны (на 1 октября 1939 г. произвели лишь 170 шасси и 187 башен).

С сентября 1938 г. по сентябрь 1939 г. было подписано четыре контракта на изготовление еще в общей сложности 175 танков (с №341 по №515) для пяти батальонов второго формирования. Из заказанных в рамках второй группы контрактов 57 танков фирма А.М.X. смогла поставить до перемирия всего 47 единиц, поэтому не существовало танков A.M.X. с №493 по №501, а также №508.

27 сентября 1939 г. был выдан первый военный заказ еще на 400 танков (нумерация для танков производства Renault была установлена с №516 по №685, А.М.Х. - с №686 по №735, F.A.M.H. - с №736 по №855, Schneider - с №856 по №875, F.C.M - с №876 по №915), за ним последовал второй — на 418 единиц. До окончания военных действий французы успели изготовить только 64 танка из первого военного заказа. Возможно, что часть этих танков (производства F.A.M.H.) получила номера, не использованные А.М.Х. в рамках второй группы контрактов.

Оглавление