Оглавление

MchTruck101.jpg MchTruck102.jpg

Испытания 5-тонного трактора постройки завода «Большевик» в сельскохозяйственной академии. Сентябрь-октябрь 1924 г.

В то же время основным потребителем мощных гусеничных тракторов являлось военное ведомство, которому трактор представили уже в конце лета. Помимо проведения испытаний отдельных тракторов, устраивались и специальные пробеги. В частности, в 1923 г. ГВИУ был организован пробег грузовиков и тракторов. Технический комитет ГВТУ (ВТУ), созданный весной 1924 г. вместо инженерного комитета ГВИУ РККА, организовал летом и осенью 1924 г. три пробега с целью определения пригодности тракторов к эксплуатации в армии. Командором пробегов 1924 г. был избран председатель секции Механического транспорта техкома ВТУ А.А. Крживицкий, заведующим технической частью - представитель НАМИ Д.К. Карельских. В 1925 г. вопросами проведения тракторных пробегов также занимался МАК ВПСТР.

Главной задачей первого пробега 1924 г. являлось испытание иностранных образцов. В пробеге приняли участие тракторы «фордзон», «Павези» Р4, «Ханомаг» WD25 и WD50, «Стевер» (Stoewer 3S; в ряде источников - «38», что явилось следствием опечатки при наборе текста) и «Румели». Основной задачей второго пробега стало испытание трактора «Холт», построенного на заводе «Большевик», а третьего - испытание трактора «Коммунар» постройки ХПЗ в сравнении с ранее испытанными иностранными образцами. Тракторы буксировали груженые песком повозки и иные прицепки по различным дорогам и по пересеченной местности, преодолевали броды.

Во всех трех пробегах тракторы оценивались по проходимости, динамике и надежности, а в первом пробеге — и по экономичности. Все поломки и дорожные ремонты учитывались начислением штрафных очков. Время, необходимое для установки или приведения в действие штатных приспособлений повышения проходимости (шпор, ободьев с развитыми грунтозацепами и т.п.), не фиксировалось, а шло в учет скорости прохождения перегона. Поскольку 5-т трактору завода «Большевик» были свойственны недостатки, унаследованные от американского прототипа (в частности, низкая приспособляемость к местности, меньшая по сравнению с тракторами «Коммунар» и WD50 мощность, а соответственно — и меньший вес буксируемого груза), целесообразно сопоставить надежность отечественного трактора и зарубежных образцов, испытанных совместно с ним во втором пробеге.

При рассмотрении итогов пробегов «неисправности, устранимые подтягиванием и подвинчиванием гаек комиссией откинуты», поэтому «в окончательном итоге остались штрафные очки в таком количестве: Хольт — 10, WD25 - 25, Фордзон - 20, WD50 - 110, Стевер 130». В ходе испытаний трактор «Холт» 40 HP отечественной постройки показал достаточно высокую надежность, превзойдя большинство зарубежных образцов или крайне незначительно им уступая, что можно по праву считать достижением молодого отечественного тракторостроения.

Постройка тракторов «Большевик» осуществлялось сериями, имевшими конструктивные и производственные отличия по отдельным узлам и агрегатам. Например, был введен глушитель, на некоторых тракторах имелся шкив привода машин. До прекращения производства в 1930 г. завод ежегодно выпускал небольшие серии тракторов, примерно по 10-20 единиц в каждой. Так, к 3 августа 1925 г. было изготовлено четыре серии: 18 тракторов I-й серии, 12 тракторов II-й серии, 15 - III-й серии, 6 — IV-й серии.

На 1930 г. «Большевики» числились в XI-м (так в тексте, прим. ВВС), 110-м, 120-м и др. артиллерийских полках, а также в 127-м стрелковом и в 3-м танковом полках. Кроме того, они использовались в инженерных частях, где хорошо показали себя при работе с инженерным вооружением.

В связи с прекращением производства «Большевики» постепенно стали вытесняться тракторами «Коммунар» и уже к середине 1930-х гг. служили в основном в качестве аэродромных машин: с их помощью осуществлялась буксировка самолетов и некоторых грузов, подвеска бомб. К началу Великой Отечественной войны «Большевики» уже не могли всерьез рассматриваться как средство механической тяги.

Таблица учета неисправностей во втором тракторном пробеге ГВТУ 1924 г.

Название трактора

Перечисление дефектов, обнаруженных в пути и после прибытия на финиш

Число начисляемых за неисправность штрафных очков

Итог начисленных штрафных очков

«Фордзон»

Поломка кронштейна левого крыла на 1-м перегоне, отвалившегося на 3-м. Ослабление гаек упорной вилки передней оси.

20
5

25

«Павези»

Ослабление 3 спиц в колесе, устранимое подтяжкой гаек.

6

6

«Холт»

Поломка направляющего кожуха вентилятора.
Одевание шпор вне нормы (не учтено).

10

10

«Стевер»

Неоднократное соскакивание ремня вентилятора.
Обрыв этого ремня.
Погнутие передней оси и рулевой продольной тяги.
Поломка ручки декомпрессора.

5
50
50
25

130

WD50

Пробуксовка ремня вентилятора; обрыв его; кипение радиатора; доливка в него воды.
Смена жиклера.
Поломка гусеничного болта.

5
30
75

110

WD25

Подтяжка гусеницы в пути.
Трещина в кронштейне, поддерживающем керосиновый бак.

10
10

20

«Румели»

Ослабление гаек, крепящих кулаки поперечной рулевой тяги к поворотным цапфам передней оси.

5

5

Оглавление