Оглавление

«Холт» 40 HP (5-тонный «Холт»6)

По окончании Гражданской войны возобновились поставки тракторов иностранного производства в нашу страну. В частности, для военного ведомства были приобретены новые тракторы «Холт» 40 HP (мощностью 40 л.с.).

8 июля 1922 г. согласно приказу по Артведомству №64 Комиссия по техническому осмотру автоимущества, прибывающего из-за границы, в составе председателя Начарта РККА А.К. Руктешель, постоянного члена Арткома Ф.Л. Хлыстова, младшего артиллерийского инженера II секции Арткома Б.Н. Маркова под председательством начальника отдела Тяжелой артиллерии ГАУ Н. Н. Старцева произвела на московском крепоскладе технический осмотр партии прибывших из-за границы гусеничных 5-тонных гусеничных тракторов «Холт».

MchTruck098.jpg MchTruck100.jpg

Трактор «Холт» 40 HP и его отечественный аналог постройки завода «Большевик».

На основании внешнего осмотра и изучения прилагаемых к каждому трактору описаний и инструкций на английском языке члены комиссии установили их основные характеристики:

«Число цилиндров — 4, диаметр 4¾ дюйма.

Ход поршня 6 дюймов, что соответствует мощности мотора около 40 лош. сил.;

Число скоростей для переднего хода 3 - в 2,25 верст, в 4,5 верст и 8,55 верст/ в час и для заднего хода I скорость — 1,5 верст/в час.

Число оборотов мотора — 1050 в минуту; Вес трактора - 9400 англ. фунтов, что составляет приблизительно 260 пудов.

Отличительными особенностями осмотренных тракторов являются по сравнению с тракторами ХОЛЬТ прежних типов:
1.  Отсутствие переднего направляющего колеса;
2.  Более компактное расположение машины и меньшие размеры всего трактора;
3.  Воздухоочиститель для очистки воздуха, поступающего в карбюратор.

Каждая гусеница состоит из 40 башмаков, причем каждый трактор имеет комплект легко надевающихся на башмаки шпор, для увеличения сцепления с грунтом при особо трудных условиях пути. Для поворота трактора производится тормажение (так в тексте, прим. ВВС) одной из гусениц, вследствие чего трактор обладает большой поворотливостью и, работая одной и правой или левой гусеницей, может произвести полный поворот на весьма небольшой длине, не выходя из пределов круга с диаметром, равным длине гусеницы.

Для увеличения гибкости гусеницы, система поддерживающих ее роликов разбита на две части: переднюю и заднюю — короткую. Каждая из двух частей имеет продольное качание вокруг неподвижных концевых осей, а передняя часть, для достижения независимости гусениц, подвешена передними своими концами к подрессоренным концам поперечного коромысла, могущего иметь качание около средней оси, расположенной параллельно длине трактора.

Пуск в ход, производится рукояткой автомобильного типа, расположенной спереди трактора. Зажигание при помощи магнето. Мотор предназначен для работы на газолине. Емкость газолинового бака - 38 галлонов, что составляет около 7,5 пуд.

К недостаткам осмотренных тракторов следует отнести:

I/ Отсутствие глушителя.

2/ Отсутствие платформы — нагрузить что бы то ни было на трактор невозможно, так как все место занято сидением для шоффера и машиной, что с другой стороны создает компактность системы;

3/ Отсутствие лебедки.

4/ Слишком низкое расположение прицепного приспособления, представляющего собою массивную И-образную скобу с рядом круглых отверстий и находящуюся на 350 м.м. от поверхности земли, каковое расстояние у дышла передка полевой артиллерии, при горизонтальном положении — 635 м.м.»

Прибывшие тракторы были совершенно исправными и после заполнения баков горючим «собственными средствами сгружались с железнодорожных платформ и спускались с разгрузочной площадки до склада» Почти все закупленные тракторы предназначались для 14-го легкого артиллерийского дивизиона.

MchTruck099.jpg

Внешний вид 5-т трактора завода «Большевик» (проект)

В виду того, что конструкция 5-т тракторов «Холт» была совершенно незнакома отечественным специалистам, Комиссия сочла необходимым подготовить в срочном порядке перевод инструкций на русский язык. Поскольку тракторы были оценены высоко, один из «Холтов» 40 HP решили отправить на завод «Большевик» как образец для копирования. На заводе трактор оперативно разобрали и приступили к выполнению его чертежей.

Однако после получения опыта эксплуатации тракторов «Холт» 40 HP военные несколько изменили отношение к ним. Трактор не имел глушителя: «этот Хольт в настоящем своем виде не может быть признан пригодным для артиллерии уже потому одному, что при работе производит далеко слышный шум». Указывалось, что трубопроводы необходимо снабдить мягкими соединениями, так как «жесткие при тряске во время езды быстро расстраиваются». Кроме того, выдвигались и совершенно несообразные требования, например, о размещении на тракторе платформы для перевозки артиллерийских выстрелов. Было высказано пожелание защитить «жизненные части» и прислугу от попадания пуль и осколков броней из щитовой стали толщиной не менее 6 мм. Необходимость согласования периодически изменяющихся требований задерживала изготовление и утверждение чертежей. В конечном итоге от большинства требований военным пришлось отказаться, поскольку их выполнение фактически означало создание совершенно нового трактора, что осуществить в сжатые сроки было просто невозможно.

В августе 1924 г. на заводе «Большевик» собрали первый отечественный 5-т трактор («почти копия конструкции американского Холта, но с заменой некоторых ответственных частей стальными отливками вместо чугунных»). По проекту его предполагалось оснастить глушителем, легким тентом и шкивом для привода машин, но в первом образце это не было реализовано. Первоначально в документах отечественный аналог именовался «Холт» (или «Хольт») постройки завода «Большевик» (бывшего Обуховского), иногда - «трактор Большевика». Позднее, в конце 1920-х гг., стало использоваться имя собственное «Большевик» уже применительно к трактору, а наименование «Хольт» вышло из употребления.

Проведенные в сентябре-октябре 1924 г. в Москве в сельхозакадемии испытания «дали блестящие результаты и показали, что экономичностью в расходе горючего трактор Большевика превосходит свой американский прототип и ни в чем ему не уступает в эксплуатационном отношении».


6 5 т - округленный вес трактора.

Оглавление