Оглавление

HrnFrs34041.jpg HrnFrs34042.jpg

Вид спереди и сзади опытного танка Т-34 №1 (заводской номер 311-11-3).

Окончательно два опытных танка Т-34 были готовы в середине февраля 1940 г. Они отличались друг от друга, в основном, конструкцией броневого корпуса и башни. Танк с заводским номером 311-11-3, в дальнейшем именовавшийся в документации по войсковым испытаниям «Танк №1», имел значительно больше сходств со своим предшественником А-32, чем танк №311-18-3, получивший обозначение «Танк №2». Рассмотрим основные конструктивные отличия корпусов и башен этих машин.

Бронезащита рабочего места водителя

На «Танке №1» в левой верхней части лобового листа располагалась будка водителя. Корпус (колпак) будки, изготовленный методом литья (толщина стенок равнялась 45 мм), был вварен в лобовой лист танка и имел в верхней части люк для посадки и выхода водителя. Крышка люка толщиной 15 мм крепилась с помощью двух петель и закрывалась при помощи замка. В колпак будки были врезаны три смотровых прибора (один по центру и два по бокам). Подобная конструкция обеспечивала хорошую обзорность механику-водителю, но имела и ряд недостатков: за счет меньших углов наклона стенок, использования литой брони и наличия вырезов под смотровые приборы бронестойкость будки значительно снижалась. Но главное - при определенном положении башни ствол пушки Л-11 мешал открытию крышки люка. Следует заметить, что это был второй вариант бронезащиты рабочего места водителя. Первый вариант, разработанный в начале осени 1939 г., был также выполнен в виде будки, но люка для выхода механика-водителя не имел и в металле воплощен не был.

На «Танке №2» установили третий вариант бронезащиты рабочего места водителя, впоследствии реализованный в серийном производстве. Защита состояла из листа смотровых приборов с выштамповкой под голову водителя и двумя вваренными в него основаниями для установки боковых перископических смотровых приборов. Приборы располагались под углом 60° к продольной оси танка. Лист смотровых приборов вваривался в верхнюю часть лобовой детали. Люк-лаз был вырезан непосредственно в лобовой детали танка и обеспечивал выход и посадку водителя при любом положении башни. Крышка люка крепилась на петле к листу смотровых приборов и была равнопрочна лобовой детали. В верхней части крышки располагался центральный смотровой прибор водителя (перископический).

HrnFrs34043.jpg

Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3).

Оглавление