Оглавление

1940 г. НАЧАЛО ПУТИ

1940. Январь-февраль

Первоочередной задачей в деле освоения производства танка Т-34, стоявшей перед промышленностью в начале 1940 г., являлось изготовление двух опытных образцов Т-34 на заводе №183 и подготовка их к войсковым испытаниям, начало которых было назначено на 25 января. Именно на решение этой задачи были брошены основные силы опытного отдела завода №183 в январе 1940 г.

Сборка первой машины началась еще в декабре 1939 г., а к сборке второй машины завод приступил только в конце января 1940 г., фактически сорвав сроки, оговоренные в постановлении Комитета обороны №443сс. Несоблюдение сроков изготовления было вызвано прежде всего тем, что далеко не все конструктивные решения, использованные при разработке А-32, оказались приемлемыми для танка Т-34. И, как уже было сказано выше, конструкторам завода №183 для обеспечения защиты танка от артиллерии калибров 37 и 45 мм пришлось изменять схему броневой защиты (прежде всего это касалось лобовой части корпуса и башни танка в целом), а также заниматься доводкой ряда узлов и агрегатов машины. Естественно, эти работы заняли определенное время. Кроме того, производство опытных машин тормозили несвоевременные и неполные поставки комплектующих с заводов-смежников. Так, например, полученные с Кировского завода в середине января две пушки Л-11 оказалась некомплектными: в них отсутствовал ряд механизмов, которые завод №183 получил позднее.

Хронологию изготовления двух опытных образцов танка Т-34 можно проследить по сводкам завода №183 за период январь-февраль 1940 г.:

ПО МАШИНЕ А-34 НА 9 ЯНВАРЯ 1940 года

1.  Трансмиссионное отделение и ходовая часть собраны за исключением гусеницы.

2.  9 января производили прокрутку машины, в результате прокрутки вышел из строя стартер и было обнаружено биение правого фрикциона, приступили к выяснению и устранению дефектов.

3. Заготовки на погон получены. Одна заготовка прошла предварительную обработку и сейчас находится на нарезке зуба.

4. До настоящего времени на завод не поступили: крыша башни и система Л-11, что может задержать выпуск машины. [4]

ПО МАШИНЕ А-34 НА 20 ЯНВАРЯ 1940 года

1. Окончательный выпуск машины задерживается по следующим причинам. До настоящего времени еще на завод не поступила система Л-11. Не установлены смотровые приборы, нет сидений в боевом отделении, не готов еще поворотный механизм башни и другие.

2. Машина может быть готова к обкатному пробегу не раньше чем 24-25 января и то притом условии, если машина в обкатный пробег пойдет без системы и полностью не будет укомплектована. [5]

СВОДКА

ПО МАШИНЕ А-34 НА 27 ЯНВАРЯ 1940 года

1. Первая машина полностью не укомплектована:

а) Не установлены смотровые приборы.

б) Не размещены боеукладки и инструмент.

в) Артсистема установлена без ряда отдельных приборов и механизмов.

2. 24 января машина ходила в обкаточный пробег. На 19 км пути полетел вентилятор, машина на завод возвращалась на буксире. Вместо вышедшего из строя вентилятора был установлен на машину А-34 серийный вентилятор с машины А-8. Во втором пробеге 26 января на 9 км пути получилась перекачка масла из одного бака в другой, в результате чего перегруженный бак лопнул по местам пайки. В настоящее время ведутся работы по смене негодного бака и по выяснению причин вызвавших аварию.

3.  Корпус на 2-ю машину 27 января должен поступить в Механический цех на расточку. К сборке предполагается приступить 30-31 января 1940 г. [6]

ПО МАШИНЕ А-34 НА 6.2.40 г.

1. Первая машина А-34 обкатку прошла, в настоящее время производится укомплектовка её. Задержка происходит вследствие отсутствия бронировки артсистемы. Недостающие детали к маске пушки с Кировского завода получены.

2.  Вторая машина находится на сборке и может быть готова 14-15 февраля 1940 года. [7]

HrnFrs34040.jpg

Опытный танк Т-34 №1 (заводской номер 311-11-3).

Оглавление