Оглавление

HrnFrs34044.jpg HrnFrs34045.jpg

Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3). Вид сзади.

Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3). Вид спереди сверху.

Конструкция кормовой части корпуса

Наиболее ярко сходство «Танка №1» с А-32 было выражено в конструкции кормовой части машины. Створки поперечных жалюзи над вентилятором были выполнены распашными и располагались ниже уровня крыши моторного и боевого отделений, из-за чего в верхнем кормовом листе выполнили вырез. Нижний кормовой лист представлял собой прямую деталь и сопрягался с верхним кормовым листом и с днищем под углом. Также схожими по конструкции с А-32 были верхний кормовой лист (крепежные болты располагались по всему периметру детали) и бронировки выхлопных патрубков.

На «Танке №2» конструкция кормы была иной: створки жалюзи были выполнены поворотными и подняты до уровня крыши корпуса, что привело к отказу от выемки на верхнем кормовом листе и существенно повысило защищенность. Нижний кормовой лист был несколько длиннее, чем на «Танке №1», и имел загибы в нижней и верхней частях, сопрягаясь с верхним кормовым листом и с днищем в одной плоскости.

Нужно отметить, что хотя в конструкции кормы «Танка №2» использовались броневые листы большей толщины, чем у первой машины (толщина листов верхней и нижней кормовых деталей «Танка №2» составляла 40 мм против 35 мм у «Танка №1»), наличие скругления радиусом 140 мм в верхней части нижнего кормового листа существенно понижало его бронестойкость за счет меньшего угла встречи снаряда с броней в этом районе. Несмотря на этот недостаток, данная конструкция кормы впоследствии была утверждена для серийного производства в 1940 г.

Кроме того, различались и толщины других бронедеталей. В целом, второй Т-34 имел более надежную бронезащиту, чем первый. В таблице №4 приведены толщины и углы наклона основных бронедеталей корпуса двух опытных образцов Т-34.

Таблица №4

Наименование листов

Толщина листа в мм / Угол наклона к вертикали в градусах

Танк № 1 (заводской № 311-11-3)

Танк № 2 (заводской № 311-18-3)

Носовой лист

45 / 60°

45 / 60°

Бортовой наклонный лист

40 / 40°

40 / 40°

Бортовой вертикальный лист

45 / 0°

45 / 0°

Верхний лист кормы

35 / 47°

40 / 47°32'

Нижний лист кормы

35 / 45°

40 / 45°

Передний лист днища

15 / 90°

16 / 90°

Задний лист днища

13 / 90°

13 / 90°

Передний лист крыши

15 / 90°

20 / 90°

Крыша над МТО

10 / 90°

16 / 90°

Конструкция трансмиссионного отделения и сетки над ним

На «Танке №1» сетка над трансмиссионным отделением состояла из девяти секций. Крыша трансмиссионного отделения располагалась ниже уровня крыши моторного и боевого отделений. Это было связано с тем, что поперечные жалюзи на этой машине выполнили распашными. На «Танке №2» сетка над трансмиссионным отделением состояла из пяти секций. Крыши боевого, моторного и трансмиссионного отделений лежали в одной плоскости, поперечные жалюзи были поворотными.

Конструкция бронеколпаков и решеток, расположенных над жалюзи воздухопритоков

В бронеколпаках, установленных на «Танке №2», имелись вырезы для доступа к горловинам масляных баков; снаружи эти вырезы закрывались бронекрышками. На «Танке №1» таких вырезов не было, что существенно усложняло обслуживание машины. Так, например, для доливки масла в бак приходилось полностью снимать весь колпак.

Оглавление