Оглавление

AersKust006.jpg AersKust007.jpg
Основным отличием третьей и последующих конструкций П.Ф. Каменева являлась увеличенная колея, что существенно повысило устойчивость машины. В.И. Гущин построил аэросани из подручных материалов с использованием мотора М-11 и лыж от самолета У-2.

В подавляющем большинстве случаев энтузиасты собирали свои машины, не получая консультаций специалистов, без всяких расчетов, действуя методом проб и ошибок. Разумеется, они далеко не всегда добивались положительных результатов.

Так, например, конструктор-любитель П.Ф. Каменев из Темир-Тау Карагандинской области построил и испытал несколько вариантов аэросаней, прежде чем пришел к более или менее удачной модели. Первые образцы Каменев изготовил в 1959 г., но только к 1965 г. ему удалось создать пригодные к использованию аэросани. Также последовательно, строя одну конструкцию за другой, действовал и Н.М. Саянин из Аркалыка Кустанайской области. Для своих первых аэросаней он использовал фюзеляж списанного учебно-тренировочного «Яка» и его силовую установку.

Если в 1920—1930-е гг. деятельность энтузиастов в значительной мере направлялась оборонно-спортивными и техническими обществами (и контролировавшими их деятельность чекистским и военным ведомствами), то к началу 1960-х гг. изобретатели оказались предоставлены самим себе, лишь в некоторых случаях получая поддержку от партийных и советских органов, а также оборонно-спортивных организаций или предприятий промышленности. Одним из инициаторов постройки аэросаней на ст. Жана-Арка Карагандинской области выступил инструктор райкома комсомола Г.И. Пугач. Энтузиасты под его руководством смогли построить несколько удачных, хотя и весьма неказистых внешне, конструкций. Заручившись поддержкой местного ДОСААФ, аэросани строил и моторист сыроваренного завода Горицкого района Калининской области В.И.Гущин. Однако лишь третью его конструкцию можно считать удачной.

Некоторые свои идеи конструкторы-любители пытались запатентовать. А.И.Шлейнинг из Оренбургской области подал заявку на изобретение, подразумевающее применение специальных подкрылков. Они составляли с дном кабины одну плоскость треугольной формы, создающую «определенную подъемную силу», которая разгружала лыжи.

AersKust008.jpg AersKust009.jpg
Аэросани И. Шлейнинга из Оренбурга с аэродинамической разгрузкой. Однако они имели повышенное сопротивление движению из-за неравных колей передних и задних лыж. Оригинальные трехлыжные аэросани с мотором от самолета Як-12, переделанным на противоположное вращение, построил рабочий Казсельхозтехники Андрей Тенцер.
AersKust010.jpg AersKust011.jpg
Аэросани (с мотором М-11Д) конструкции Анатолия Пахомова из г. Темир-Тау Карагандинской области с использованием остекления кабины и отдельных узлов от списанного истребителя. Аэросани с мотором от Як-18, переделанным на противоположное вращение, построили Иван Бульда и Николай Боков из совхоза Коктынкульскии. Аэросани служили для охоты на волков (сдвижное переднее стекло и люк в крыше позволяли вести стрельбу с хода). Зимой 1963— 1964 гг. Бульда и Боков добыли 39 волков.

Оглавление