Оглавление

ИНИЦИАТИВА СНИЗУ

Александр Кириндас

Предыдущая статья

Использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ и архива автора.

AersKust001.jpg

В 1957 г., в развитие совместного постановления ЦК КПСС и СМ СССР по требованиям Министерства связи, в КБ Н.И. Камова начались работы по созданию аэросаней с двигателем АИ-14 — «Север», позднее — Ка-30. Однако далеко не во всех управлениях связи эксплуатация этих конструктивно сложных и достаточно дорогих машин была экономически выгодна. Так, их использование для доставки почты на коротких дистанциях или с загрузкой в 20—30% от расчетной оказалось нерентабельным. Поэтому Министерство связи возбудило ходатайство о создании небольшой разъездной машины грузоподъемностью 120—150 кг (без учета веса водителя) с запасом хода до 6 ч работы мотора на крейсерской скорости 40 км/ч.

Госкомитет по авиатехнике (ГКАТ) посчитал создание такой машины оправданным, и 26 апреля 1961 г. заместитель председателя ГКАТ Белянский письмом №С-20/1101 дал КБ Н.И. Камова разрешение на разработку и изготовление опытного образца. Н.И. Камов поручил М.Б. Малиновскому, И.Н. Ювенальеву и В.Н. Иванову подготовить соображения по данному вопросу. Однако из-за большой загрузки КБ и отсутствия финансирования (Министерство связи не сумело изыскать необходимые средства) в официальный план эту работу не включили. Эскизный проект новых аэросаней подготовила летом—осенью 1961 г. инициативная группа — в нерабочее время и на общественных началах.

В то время, помимо Министерства связи, значительный интерес к легким аэросаням проявляли также и другие народнохозяйственные учреждения, а также частные лица, которые предпринимали неоднократные попытки их кустарной постройки. В первые послевоенные годы отмечалось использование на аэросанях самых разнообразных силовых установок, в том числе и трофейных моторов. К1959 г. на государственном уровне было принято решение о прекращении производства и списании весьма популярного и распространенного авиамотора М-11. Одновременно списывались и летательные аппараты, оснащенные этими двигателями. В результате образовался огромный парк неиспользуемых М-11 разных серий той или иной степени износа. Появление практически бесплатных (зачастую реализуемых по цене металлолома) силовых установок подхлестнуло разработку аэросаней на местах. Причем их активно строили как эксплуатирующие организации (войсковые части, гаражи ведомств, ремонтные предприятия и др.) с минимально необходимой производственной базой, так и отдельные энтузиасты.

AersKust002.jpg AersKust003.jpg
Кустарные аэросани, построенные из списанных самолетов Як-12 и У-2. При изготовлении своих аэросаней Негодяев и Кузнецов из населенного пункта Караганда-24 использовали элементы списанных «Яков».

AersKust004.jpg AersKust005.jpg
Кустарные аэросани конструкции П.Ф. Каменева из Темир-Тау Карагандинской области. Для постройки первых аэросаней использовался списанный самолет У-2. Аэросани имели подвеску с пружинными кабинами из продольных рессор. Вторые аэросани автор решил строить с пружинными амортизаторами и подвеской по типу автомобиля. Из-за малой ширины колеи эта машина имела склонность к опрокидыванию. 

Оглавление