Оглавление

AersKust012.jpg
Аэросани конструкции Н.М. Саянина из г. Аркалык Кустанайской области были построены с использованием списанных самолетов Як-18.

Энтузиасты буквально засыпали письмами с многочисленными вопросами редакции журналов и газет, далеко не всегда профильных, а также министерства и ведомства. Некоторые обращения с адресом «Москва, Министерство», все же приходили в нужные учреждения.

На основании предварительных теоретических расчетов, обработки статистических данных по ранее строившимся аэросаням промышленного производства и рассмотрения полученных с мест данных, М.Б. Малиновский, И.Н. Ювенальев и В.Н. Иванов пришли к выводу о целесообразности создания аэросаней под ремонтный авиамотор М-11.

Перспективные аэросани предполагалось выполнить по четырехлыжной схеме с независимой подвеской лыж. Рассматривалась возможность применения щелевого воздушного винта специальной конструкции диаметром не более 2,4 м. Конструкция аэросаней предусматривала широкое внедрение стеклопластиков и пластмасс в сочетании с использованием панельной и агрегатной сборки вне стапеля.

Корпус аэросаней — закрытого типа, должен был собираться на болтах и заклепках из панелей, выполненных из дюраля (наружная обшивка), склеенного через пенопласт (тепло- и звукоизоляция) с текстолитом (внутренняя обшивка), укрепляемых тремя силовыми шпангоутами. Имелись две двери в бортах, передний люк для погрузки носилок, аварийный люк в крыше и технологический люк для монтажа бензобака. В корпусе планировалась устанавливать съемную перегородку для его разделения при грузовых перевозках. На корпусе предусматривались силовые металлические узлы для крепления подвесок лыж и винтомоторной группы. Все несиловые элементы (двери, люки и т.п.) должны были выполняться из стеклопластика.

Лыжи предлагались в двух вариантах — металлические и из стеклопластика, с подошвами из нержавеющей стали или из армированного полиэтилена. Планировалось использовать лыжные кабаны с гидравлическими или пружинными амортизаторами, допускающими только вертикально-параллельные перемещения лыж.

Винтомоторная группа, подобно аэросаням ОСГА и НКЛ, должна была монтироваться на специальной вынесенной над корпусом раме.

На аэросанях предполагалась установка специального отопителя и допускалась возможность обогрева воздухом, разогретым выхлопными газами от двигателя. Передние стекла должны были снабжаться стеклоочистителями. Внутри кабины на случай пожара имелся огнетушитель. На приборной доске планировалось разместить тумблеры освещения, приборы контроля двигателя, ящик для документов и компас.

В пассажирском варианте предусматривалось наличие трех откидных сидений из стеклопластика, а в санитарном — носилок для пострадавшего и сиденья для врача. В почтовом варианте мог устанавливаться металлический ящик (сейф) для фельдпочты.

Для аэросаней предлагалась двенадцативольтовая система электрооборудования с питанием от автомобильного аккумулятора. Имелись путевые фары, фара-искатель и габаритные огни на ограждении винта.

Поскольку ГКАТ одобрил разработку аэросаней, но не профинансировал ее, И.Н. Ювенальев совместно с химкинским энтузиастом аэросаней — бывшим военным летчиком А.Д. Винокуровым, обратился с частным письмом к Д.Ф. Устинову: «В настоящее время по аэросаням работает Бюро главного конструктора Камова Н. И., но этой работе в нем уделяется очень мало внимания (и это вполне естественно, т. к. все силы направлены на основные объекты), что приводит к тому, что вопросы по аэросаням решаются очень медленно, а подчас и без достаточно серьезной проработки».

Далее Винокуров и Ювенальев отмечали: «Наиболее экономически выгодные аэросани требуют двигатель внутреннего сгорания с мощностью (в зависимости от назначения) в пределах 50-150 л.с. Постройка аэросаней с более мощным двигателем делает их экономически невыгодными.

Наиболее подходящим для аэросаней среднего типа является авиационный двигатель (в настоящее время снятый с производства) типа М-11. Таких двигателей в связи со снятием их с летной эксплуатации должно быть очень большое количество. Судя по тому, что они в настоящее время не используются, можно предположить, что они ржавеют на складах и ждут очереди на отправку в лом. Такое отношение к этим двигателям - очень хорошим и надежным в эксплуатации — является по меньшей мере преступным, т.к. если их использовать для аэросаней, они могут обеспечить работу последних в течение 10-15лет(при работе на земле даже двигателей, выработавших свой ресурс).

Мы считаем, что эти двигатели необходимо собрать (и их видимо будет несколько тысяч) и использовать на аэросанях, что принесет колоссальную пользу государству».

AersKust013.jpg AersKust014.jpg AersKust015.jpg

Легкие аэросани с мотором М-11 конструкции ОКБ Н.И. Камова (проект).

Устинов, ознакомившись с письмом Винокурова и Ювенальева, отдал распоряжение Госплану (В.М. Рябиков), ГКАТ(П.В. Дементьев) и Совмину РСФСР (С.А. Афанасьев) рассмотреть сложившуюся ситуацию. Однако решения — ни положительного, ни отрицательного — в инстанциях так и не приняли, в результате перспективный снегоход не смог преодолеть созданное бюрократами особо тяжелое бумажное бездорожье. Для решения последнего вопроса требовались нестандартные, граничащие с авантюризмом, решения. Впрочем, это уже другая история.

Основные характеристики аэросаней

Тип двигателя

М-11  (ремонтный)

Мощность двигателя, л.с.

85

Тяговое усилие винта, кг

220

Ходовой вес, кг

1225

Вес конструкции, кг

700

Вес полезной нагрузки, кг

160

Запас топлива и смазочного, кг

220

Число пассажиров, чел.

2

Экипаж, чел.

1

Вес лыж, кг

15

Колея, м

2,15

База, м

3,6

Клиренс, м

0,3

Дальность максимальная, км

360

Эксплуатационная скорость, км/ч

40

Максимальная скорость, км/ч

90

Следующая статья

Оглавление