Въ этомъ очеркѣ мы проникнемъ въ ту область, которая въ обывательскомъ представленіи почитается «задворками» стратегіи, но про которую Наполеонъ сказалъ: «Вся тайна войны — въ тайнѣ сообщеній».
«Расходные магазины», пишетъ ген. Заіончковскій1), «предполагалось расположить не ближе 2-хъ переходовь отъ войскъ, при чемъ доставка продовольствія войскамъ производилась на разстояніи двухъ переходовъ средствами дивизіонныхъ обозовъ, и свыше, до четырехъ переходовъ, корпусными транспортами. Хлѣбопекарни располагались отъ войскъ въ 2-2½, переходахъ; подвозь муки къ нимъ изъ расходныхъ магазиновъ до 1½ переходовъ производился корпусными продовольственными транспортами, а подвозъ хлѣба къ войскамъ изъ хлѣбопекаренъ — полковыми и дивизіонными обозами...»
«... Въ виду перехода къ довольствію войскъ въ военное время печенымь хлѣбомъ, вмѣсто сухарей, необходимо было увеличить подъемную силу полковыхъ и дивизіонныхъ обозовъ на разницу суточной доли сухарей и хлѣба, т. е. на 3/4 ф. на человѣка. По этому расчету войсковые обозы трехъ-дивизіоннаго корпуса2) увеличивались на 324 повозки, т. е. почти на два военныхъ транспорта».
«Вопросъ о транспортѣ тоже остро стоялъ и въ отношеніи второочередныхъ дивизій. На нихъ штатныхъ транспортовъ не было, и необходимо было добавить по полтора транспорта на каждую изъ второочередныхъ дивизій изъ числа военныхъ транспортовъ».
«Такимъ образомъ, совмѣстно съ увеличеніемъ обоза, при замѣнѣ сухарей хлѣбомъ, каждый трехъ-дивизіонный корпусъ требовалъ усиленія на 2½ транспорта, и при этихъ условіяхъ было возможно удаленіе арміи на 4 перехода отъ расходныхъ магазиновъ».
«Для подвоза артиллерійскаго довольствія требовалось на разстояніе до 100 верстъ отъ выгрузочной станціи на каждый трехъ-дивизіонный корпусъ по три военныхъ транспорта».
1) Стр. 299, 300.
2) Считая двѣ полевыхъ и одну второочередную пѣх. дивизіи. — Примѣчаніе К. Н. Г.