Оглавление

«Исходя изъ вышеизложеннаго расчета, приходилось на каждый изъ корпусовъ трехъ-дивизіоннаго состава добавить по 6½ военныхъ транспортовъ...». Всего, по плану 1912 г., въ составъ пяти армій С.-З. и Ю.-З. фронтовъ включалось 25 корпусовъ и 24 второочередныхъ пѣх. дивизіи. Это вызывало потребность въ 102 транспортахъ. Между тѣмъ, планъ войны устанавливалъ слѣдующее распредѣленіе арм. транспортовъ1):

1-ая армія 5
2-я армія 10
3-я армія 10
4-я армія 5
5-я армія 10
 

70

Отсюда мы видимъ, что планъ войны, требовавшій отъ войскъ нашихъ пяти армій глубокаго и быстраго маневра, въ тоже время не давалъ имъ средствъ для организаціи безперебойнаго снабженія, даже при удаленіи отъ своихъ расходныхъ магазиновъ на четыре перехода (на 100 клм.).

Для того, чтобы составить себѣ полное представленіе о создававшихся планомъ войны условіяхъ для требуемаго имъ отъ войскъ энергичнаго и безостановочного наступленія, нужно привести еще слѣдующую данную.

«При наступленіи всѣхъ пяти армій», пишетъ ген. Заіончковскій2), «суточная потребность выражалась примѣрно: 84.000 пуд. муки, 12.000 пуд. крупы, 230.000 пуд. овса и 260.000 пуд. сѣна».

«Для подъема этого количества на одинъ переходъ ежедневно требовалось около 135 транспортовъ и 22 транспорта безъ фуража». Каковы же были тѣ транспортныя средства, которыя придавались планомъ войны въ распоряженіе самихъ фронтовъ? Вотъ они3):

Двинскій округъ 15
Минскій округъ 15

Такимъ образомъ, фронты были лишены возможности удалять армейскіе расходные магазины отъ желѣзныхъ дорогъ и наши арміи, вторгающіяся въ Вост. Пруссію и Галицію, привязывались къ линіямъ желѣзныхъ дорогъ, имѣя возможность удаляться отъ нихъ менѣе, чѣмъ на четыре перехода, а вѣрнѣе говоря — всего на три перехода, т. е. на 75 клм.

Ген. Людендорфъ, обсуждая въ своихъ воспоминаніяхъ Лодзинскую операцію, пишетъ, что Германская армія была приспособлена къ удаленію отъ желѣзныхъ дорогь на 125 клм., т. е. на пять переходовъ. Такимъ образомъ, нашъ планъ войны дѣлалъ нашу армію, почти, въ два раза менѣе маневренно-способной, чѣмъ Германская, хотя и требовалъ проявленія маневренной способности въ ея высшей степени.

Какъ мы хорошо знаемъ, въ основу первой операціи, какъ нашего Ю.-З., такъ и, въ особенности, С.-З. фронта, была положена идея быстраго и глубокаго вторженія вглубь непріятельской территоріи. Между тѣмъ, расчитывать на скорое использованіе для нуждъ своего снабженія непріятельскихъ желѣзныхъ дорогь не приходилось. Естественно было ожидать, что отступающій непріятель произведетъ на своихъ желѣзныхъ дорогахъ порчу; къ тому еще добавлялось различіе между колеями нашихъ и германскихъ желѣзныхъ дорогъ, что требовало сложныхъ работъ по приспособленію нашего подвижного состава къ заграничной колеѣ или перешивки самого пути.


1) Взято изъ прил. № 8 къ книгѣ ген. Заіончковскаго «Подготовка Россіи къ Міровой войнѣ (планы войны)», стр. 401-409.

2) Стр. 299.

3) Взято изъ того же прил. № 8 къ вышецитированной книгѣ ген. Заіончковскаго.

Оглавление