Оглавление

Согласно текущим планам ПО блок 3.1 будет установлено на 34 F-22A блок 20, используемых для испытаний и тренировок, и на 63 «боевых» самолетов F-22A блок 30. Оснащению ПО блок 3.2 подлежат 83 «боевых» самолета F-22A блок 35 и три самолета, используемых для испытаний на авиабазе Эдварде.

ВВС США принята программа стоимостью 1,3 млрд. долл. унификации парка самолетов F-22A, согласно которой количество вариантов будет сокращено с шести до трех. Так, 37 самых старых самолетов F-22 блок 10 намечено доработать до уровня блок 20 за счет установки нового центрального процессора и более надежного ПО. Согласно текущему плану весь парк F-22A намечено разделить да две группы: 63 самолета блок 30 и 87 самолетов блок 35.

Первой в ВВС США истребители F-22A получила 43-я истребительная эскадрилья 325-го истребительного авиакрыла учебно-тренировочного командования, дислоцированная на авиабазе Тиндэлл. Эскадрилья была официально переформирована 25 октября 2002 г. как подразделение переучивания на F-22A. Первые F-22A 43-я эскадрилья получила 26 сентября 2003 г., в 2003 г. началась подготовка первых 15 инструкторов для новых истребителей.

Среди боевых частей первой самолеты «Рэптор» получила в 2005 г. 27-я истребительная эскадрилья 1-го истребительного авиакрыла, дислоцированная на авиабазе Лэнгли. К переучиванию на новую технику личный состав 27-й эскадрильи приступил в декабре 2005 г., первый учебно-боевой полет на F-22A был выполнен в январе 2006 г. На вооружении одной эскадрильи состоит 18 истребителей F-22A, но ВВС США планируют увеличить количество F-22A в одной эскадрильи до 21 самолета.

В июне 2006 г. к переучиванию на F-22A приступила вторая эскадрилья 1-го авиакрыла — 94-я, также дислоцированная в Лэнгли. В 2007 г. F-22A поступили на вооружение 90-й и 525-й истребительных эскадрилий 3-го авиакрыла, авиабаза Элмендорф, шт. Аляска. В 2008 г. началось поступление самолетов F-22A на вооружение 49-го истребительного авиакрыла командования резерва ВВС США, дислоцированного на авиабазе Холломэн, шт. Нью-Мексико. Первые два F-22A дислоцированная на авиабазе Холломэн 7-я истребительная эскадрилья 49-го крыла получила 2 июня 2008 г. В 2009 г. F-22A поступили на вооружение 8-й эскадрильи 49-го авиакрыла. К полетам и техническому обслуживанию самолетов F-22A 1-го авиакрыла привлекается личный состав 149-й истребительной эскадрильи 192-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии штата Вирджиния. Личный состав 302-й истребительной эскадрильи 47-й истребительной группы командования резерва ВВС США привлекается к полетам и техническому обслуживанию истребителей F-22A 3-го авиакрыла.

F-22Duti002.jpg

F-22 из состава 27-й эскадрильи

Истребителями F-22A вооружена дислоцированная на авиабазе Неллис, шт. Невада, 433-я эскадрилья боевого применения 57-го авиакрыла; первый «Рэптор» эскадрилья получила 9 января 2008 г., а с июля 2009   г. эскадрилья приступила к тренировкам строевых летчиков по курсу боевого применения F-22A.

Самолеты F-22A также имеются в испытательных эскадрильях - 422-й (авиабаза Неллис) и 412-й (авиабаза Эдварде). До начала 2012 г. запланировано перевооружение на F-22A 199-й и 531-й истребительных эскадрилий 154-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии гавайских островов. 2 июля 2010  г. на авиабазу Перл-Харбор/ Хикэм, Гавайские острова, доставили два F-22A (03-4045 и 03-4046), ранее состоявших на вооружении 43-й эскадрильи и прошедших ремонт на авиабазе Хилл, шт. Юта; самолеты используются для обучения инженерно-технического состава 199-й эскадрильи. Поступление первого «летного» F-22A запланировано на конец 201 1 г., перевооружение 199-й эскадрильи на F-22A полностью должно завершиться к началу 2012 г.

29 июля 2010 г. было объявлено о передислокации на авиабазу Холломэн двух учебно-тренировочных эскадрилий самолетов F-16, единственной в ВВС США эскадрильи БЛА MQ-1B «Предейтор» (29-я ударная эскадрилья «Ghost Warrior») и эскадрильи БЛА «Рипер» (11-я разведывательная эскадрилья). В связи с этим намечено расформирование одной из двух эскадрилий (8-й) F-22A дислоцированного на

базе Холломэн 49-го авиакрыла. Самолеты подлежащей расформированию эскадрильи будут распределены по другим частям, вооруженным истребителями «Рэптор»: шесть истребителей намечено передать на авиабазу Элмендорф, шесть -на авиабазу Лэнгли и два - на авиабазу Неллис. Возможность совместного базирования самолетов F-22A и БЛА обсуждается с 2008 г. и выглядит в высшей степени странной, так как F-22A является одним из самых «не сетецентрических» самолетов ВВС США. Он не способен работать в одном информационном поле с БЛА, поэтому возможность взаимодействия БЛА с истребителями «Рэптор» видится в высшей степени сомнительной. Впрочем, не исключается возможность передислокации не подлежащей расформированию 7-й эскадрильи с базы Холломэн на базу Тинделл. Дислоцированная здесь 35-я учебно-тренировочная эскадрилья, вероятно, будет переведена в разряд «боевых»; передислокация намечена на 2012 г. На совершенствование инфраструктуры базы Холломэн под базирование истребителей F-22A было потрачено 49 млн. долл. Ранее здесь базировались самолеты F-117A.

В ВВС США самолет F-22A позиционируется не как «истребитель завоевания превосходства в воздухе» (Air Superiority Fighter), а как «истребитель завоевания доминирования в воздухе» (Air Dominance Fighter). На учениях самолеты F-22 демонстрируют феноменальную результативность. В июне 2006 г. в ходе проводимых на Аляске учений «Northern Edge» 12 F-22 условно сбили 108 самолетов «противника» без потерь со своей стороны. На учениях «Northern Edge», проводившихся в январе 2007 г. летчики F-22 «сбили» 144 самолета и снова без потерь со своей стороны. В учениях «Red Flag» истребители «Рэптор» впервые участвовали в феврале 2007 г., F-22A смогли быстро установить «доминирование» в воздухе без потерь со своей стороны. В апреле 2008 г. проводилась проверка боеготовности (фактически учения), в ходе которой летчики F-22A в учебных воздушных боях одержали 221 условную победу, опять без потерь. Отмечены лишь отдельные случаи «побед» над F-22A в учебных воздушных боях, причем проигрыши F-22A объясняются недостаточной подготовкой летчиков, не успевших в должной мере освоить новый истребитель.

Оглавление