Оглавление

ИСТРЕБИТЕЛИ ЛОКХИД МАРТИН F-22A «РЭПТОР» НА ВООРУЖЕНИИ ВВС США

Материал подготовил Михаил НИКОЛЬСКИЙ

Истребитель Локхид Мартин F-22A «Рэптор» разработан по программе ATF (Advanced Tactical Fighter, перспективный тактический истребитель), этап демонстрации и оценки которой начался в 1986 г. Первый полет прототип YF-22 выполнил в 1990 г., в том же году выполнил первый полет конкурент самолета YF-22 - опытный истребитель YF-23. По результатам летных испытаний лучшим был признан YF-22. Решение о начале малосерийного производства было принято в 2001 г., эксплуатационные испытания завершены в 2004 г. По результатам этих испытаний в 2005 г. было одобрено начало полномасштабного серийного производства.

В течение некоторого времени самолет обозначался F/A-22 (Fighter/Attack - истребитель-бомбардировщик), но в декабре 2005 г. самолет получил окончательное, чисто истребительное, обозначение F-22A.

Первый серийный F-22A прибыл на авиабазу ВВС США Неллис 12 января 2003 г., 100-й построенный самолет передан ВВС США 29 августа 2007 г. К лету 2010 г. было поставлено уже 160 истребителей F-22A «Рэптор». По программе ATF планировалось закупить 750 истребителей. В 1990 г. количество подлежащих закупке самолетов ATF сократили до 648, в 1994 г. - до 442, а в 1997 г. - до 339. Сокращения продолжились и в XXI веке: в 2003 г. запланировали к закупке 277 самолетов, в 2006 г. данное количество сократили до 183. Правда, в 2009 г. были выделены ассигнования на закупку еще четырех истребителей. Таким образом, окончательный объем заказа самолетов F-22A составляет 187 единиц. В октябре 2009 г. президент США Барак Обама утвердил решение о формальном прекращении производства истребителей F-22A после запланированной на февраль - март 2012 г. поставки 187-го самолета.

Экспорт самолетов F-22A в настоящее время запрещен федеральным законом США, однако на протяжении нескольких лет обсуждается возможность разработки экспортного варианта истребителя с упрощенным составом бортового оборудования и, возможно, измененной конструкцией планера. Принятый в 1998 г. закон запрещает выделение финансирования, направленного на поддержку продаж и производство по лицензии самолетов F-22A в любых странах, кроме США; действие данного закона с 1998 г. ежегодно продлевается министерством обороны США. Тем не менее, с согласия президента США Барака Обамы был подготовлен отчет, в котором анализировались целесообразность разработки экспортного варианта истребителя F-22A и оценивались финансовые затраты на такую работу. Отдельный отчет был посвящен оценке влияния экспорта F-22A на авиакосмическую промышленность США.

F-22Duti001.jpg

Серьезный интерес к закупке самолетов F-22A «Рэптор» проявляли Япония, Израиль и Австралия. Япония рассчитывала закупить 40-50 самолетов F-22 для замены состоящих на вооружении воздушных сил самообороны истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом II». США рекомендовали Японии закупить самолеты F-35 «Лайтнинг II», однако Япония настаивала, что в полной мере всем требованиям отвечает только F-22. Японская сторона была согласна выделить порядка 300 млн. долл. США на финансирование разработки экспортной модификации F-22A и закупать самолеты даже по цене 290 млн. долл. за один истребитель, что почти в два раза больше, чем цена, по которой один F-22A обходится ВВС США.

В 2006 г. ряд австралийских политиков выступил с инициативой закупки F-22 вместо F-35, но правительство Австралии эту идею не одобрило из-за сложности получения разрешения на экспорт истребителей F-22 из США, а также по причине не полного соответствия F-22 требованиям Австралии к самолету в части нанесения ударов по наземным и морским целям.

В начале 2010 г. появилась информация о желании Израиля закупить вместо F-35 истребители F-22, но в конечном итоге Израиль остановил свой выбор на F-35. Экспорт самолетов F-22 маловероятен прежде всего из-за сравнительно малого срока, который остался до закрытия серийного производства этих самолетов, в то время как возобновление производства будет связано с серьезными финансовыми затратами.

Первый самолет (91-4005) с программным обеспечением блок 3.0, обеспечивающим боевое применение, выполнил первый полет 5 января 2001 г. По состоянию на май 2009 г. на большинстве из построенных самолетов было установлено программное оборудование (ПО) блок 3.0 версия 2, обеспечивающее полет на сверхзвуковой скорости, обмен информацией между самолетами F-22A и использование помимо УР класса «воздух-воздух» еще и КАБ JDAM. Установка ПО блок 3.1 позволила применять с самолетов КАБ GBU-39 и расширило возможности РЛС APG-77 за счет режима синтезированной апертуры. На F-22A из 412-го испытательного авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Эдварде, в отсеке вооружения было установлено катапультное устройство BRU-61 на четыре бомбы GBU-39. Испытания самолета с ПО блок 3.1 намечено было завершить в 2010 г., установка ПО блок 3.1 на истребители строевых частей намечено провести в 2011 г.

Отработка ПО версии 3.2 началась в 2008 г., стоимость разработки, отладки и внедрения данного ПО оценивается в 8 млрд. долл. Новое ПО должно поддерживать многофункциональную линию передачи данных нового поколения, что позволит расширить ассортимент управляемых авиационных средств поражения класса «воздух-поверхность», а также обеспечить более точное определение координат целей за счет геолокации, производимой одновременно с нескольких летательных аппаратов. Кроме того, ПО блок 3.2 позволит оснастить самолет системой предупреждения об опасной близости земли, F-22A получит возможность использовать УР «воздух-воздух» AIM-9X и AIM-120D. Установка ПО блок 3.2 на самолеты строевых частей намечена на 2015 ф.г., однако рассматривается возможность ускорения процесса. Возможно удастся оснастить истребители новым ПО уже в 2013 ф.г.

Оглавление