Оглавление

100YSrb010.jpg

Прототип аэростатоплана Жученко

Среди самолетов, полученных или купленных во Франции (Франция в первые десять лет существования ВКСХС являлась монопольным поставщиком самолетов), огромную долю составляла трофейная техника: более 200 австро-венгерских самолетов, включая 130 исправных «Brandenburg», «Phonix», «Aviatik», «Oeffag», «Anatra» (одесский завод "Анатра" во время оккупации немцами в 1918 работал на них, прим. ВВС), «Ufag», и небольшое количество германских машин «Roland» Dll, «Albatros» DIII, «Fokker» DVII, «Rumpler», а также один итальянский «Ansaldo» SVA-5. Король ратовал за развитие сотрудничества со славянскими странами, именно поэтому в Чехословакии и Польше было закуплено значительное количество самолетов и документация на их постройку в Сербии. Общее количество самолетов в ВКСХС достигло 217 боевых и 80 учебных. На предоставленный в 1924 г. Францией кредит было закуплено 206 самолетов («Breguet» 19, «Dewotine» D1.C1, D.9C1, «Cams» 30Е и т.д.), 321 мотор и один аэростат. В 1929-1940 гг. все крупные города были прикрыты ПВО, получившей в общей сложности 500 зенитных пулеметов и 580 зенитных орудий. В 30-е годы ВВС Королевства Югославия включали восемь полков, всего 36 эскадрилий с 500 самолетами. В 1935 г. количество самолетов увеличилось до 663, без учета морской авиации. В состав ВВС входили 25 разведывательных и транспортных эскадрилий, десять истребительных и семь бомбардировочных. На вооружении боевой эскадрильи в среднем находилось восемь самолетов, учебной - пять.

Особое внимание уделялось развитию собственного авиационного потенциала Королевства. Ежегодно подготовку проходило 100 летчиков. В 1924 г. ВВС впервые пополнились самолетами сербской постройки. В Нови Саду 24 марта 1924 г. войскам передали первый самолет постройки фирмы «Икарус» - «Мали Бранденбург» ШБ-1 (Школски Бранденбург); самолет изготовили по технической документации, бесплатно переданной военным министерством производителю. Первым самолетом сербской конструкции стал гидросамолет Икарус Тип ШМ (Шимика) конструкции инженера Иосифа Микла, первый полет гидроплан выполнил 10 ноября 1924 г.

Начало 30-х годов ознаменовалось принятием на вооружение тяжелых трехмоторных бомбардировщиков, впрочем из количество было невелико: всего восемь самолетов: Junkers G-24, Dornier Do-Y и Avia Fokker F.39. В конце 1939 г. VVKJ получили 45 Savoia Marchetti S.M.79I. Югославская авиапромышленность (фирмы „Икарус", „Рогожарски", „Змай", „Телеоптик", государственный завод в Кральево и моторостроительный завод в Раковицах) до начал Второй мировой войны изготовила 890 самолетов по лицензии и 550 самолетов собственных конструкций. Вершиной должна была стать сборка бомбардировщиков британской и германской конструкции «Бленхейм» и Do-17К, истребителей Хаукер «Фьюри» и «Харрикейн». Спроектированные в Сербии истребители ИК-2 и особенно ИК-3 по своим характеристикам не уступали германскому Bf.109E (интересный факт - в югославской документации данный самолет всегда именовался Ме-109Е, хотя в германской — никогда!) и первым вариантам британского «Спитфайра». Можно также вспомнить неудачный, но революционный проект «Аэростатоплан» - первый югославский СВВП, сконструированный в 1937 г. русским эмигрантом Николаем Жученко.

В соревнованиях летчиков Малой Антанты и на авиасалонах, столь популярных в те годы в Европе, часто побеждали югославские пилоты, заслужившие блестящую международную репутацию.

Вершиной развития ВВС стало создание 1 апреля 1940 г. Авиационной военной академии - ВВА (Ваздухопловна Воjна Академиjа). Югославские летчики-добровольцы принимали участие в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев, пытаясь не допустить распространения фашизма в Европе. Так например, доброволец Божидар Бошко Петрович на истребителе И-15 во время обороны Мадрида сбил один Bf.109, а до того как сам был сбит, одержал еще шесть побед в воздушных боях.

Хотя Югославия добилась больших успехов во всех областях за всю свою историю, страна страдала от внутренних проблем — общее государство южных славян образовалось исторически слишком поздно для формирования единой нации. Словенцы, а особенно Хорваты, видели в Королевстве Югославия переходное государство от Австро-Венгрии к собственным национально-государственным образованиям. Поскольку королевство поддерживали Франция и Англия, хорваты нашли логичного союзника в лице Германии. После убийства 9 октября 1934 г. короля Александра, в силу малолетства престолонаследника Петра II, первым лицом в правительстве стал князь Павел Караджорджевич. Узнав о контактах хорватских националистов с Гитлером, князь сделал все, чтобы разрушить их планы - начал внутренние реформы, направленные на максимальное удовлетворение аппетитов хорватской политической элиты, а во внешней политике сделал ставку на хорошие отношения с Германией. Князь Павел воспользовался личной дружбой с Герингом, которая также отразилась на ВВС Югославии. Как и Геринг, Павел считал, что больше всего для BBKJ (Bojно Ваздухопловство Кральевине Jугославиjе) подходят истребитель Bf.109E (до 1940 г. получено 90 самолетов), учебные Bf.108 (12), Bu-131 (50 и 100 построено по лицензии), связные Fi-156C (22), связной Fi-156C (22), (в тексте повтор, прим. ВВС) бомбардировщик Do-17K (Германия поставила 36, по лицензии построено 33 и заготовлены комплекты для сборки еще 40), гидросамолет Do-22KJ (12). Однако такая дружба без последствий обойтись не могла. Гитлер хотел получить от Югославии в обмен на дружбу и военную технику беспрепятственный проход через Югославию на восток, при этом обещал сохранить за Югославией нейтральный статус. То был брак без любви, по необходимости. Гитлер не стремился конфликтовать с небольшим, но исторически грозным противником на Балканах, не даром фюрер заметил: «Не люблю сербов, но ценю и уважаю их как храбрый народ».

Оглавление