Оглавление

Вторая мировая не обошла Югославию. Итальянская авиация 6 ноября 1940 г. бомбила Битоль за помощь, которую Югославия оказывала Греции. Формально Югославия оставалась нейтральной, но на стороне Греции сражались летчики-добровольцы из Югославии.

Дислоцированную в Мостаре 102-ю истребительную эскадрилью 6-го полка привели в состояние наивысшей боеготовности на случай агрессии со стороны Адриатики; Bf.109 этой эскадрильи оставались здесь до 5 апреля 1941 г.

Князь Павел нашел ситуацию очень тяжелой. Выходов из нее существовало всего два, и оба — плохие. Или подписать договор с Гитлером, или отказаться от подписания договора и встретиться лицом к лицу с самой мощной военной машиной Европы. Павел выбрал первое: Югославия 25 марта 1941 г. присоединилась к Тройственному пакту. Однако ситуация в Белграде вскоре изменилась: англичане подбили высшее командование вооруженных сил Югославии (видное место среди заговорщиков занимали генералы ВВС Душан Симович и Боривойе Миркович) на путч. На руку офицерству играли традиционные антигерманские настроения сербов и агитация запрещенной коммунистической партии.

Союзницей держав оси Югославия оставалась всего два дня: 27 марта народ и офицеры вышли на улицы - власть передали малолетнему королю Петру II. События в Югославии заставили Гитлера отложить нападение на Советский Союз. В раздражении фюрер отдал Герингу приказ: «Белград сравнять с землей». Приказ был воспринят с воодушевлением. Ранее многие германские офицеры выражали недовольство отношением Гитлера к Югославии как к какой-то примадонне, а теперь у них появилась возможность расквитаться по счетам, оставшимся со времен Первой мировой войны. Сербия страшно пострадает в годы II мировой войны, но за яркие страницы в своей истории народы всегда платят дорого... 5 апреля 1941 г. 102-я истребительная эскадрилья вернулась в Белград для ремонта самолетов, а уже на следующий день ее летчики защищали небо Белграда.

100YSrb012.jpg

Югославский Do 17

Объединение всей авиации в единый вид вооруженных сил планировалось, но на момент начала войны ВВС, авиация армии и морская авиация оставались отдельными друг от друга родами войск, что сильно затруднило координацию их действий. В составе BBKJ на 6 апреля 1941 г. насчитывалось 440 самолетов, включая 140 истребителей, около 100 из которых являлись современными (Bf.109E (55), «Харрикейн» Mk.I (46), Ик-3 (7), Potez 63 (1). Перед самым нападением немцев на вооружение поступил один трофейный Bf.110.

100YSrb011.jpg

Хоукер «Харрикейн» Mk.l ВВС Югославии

С качественной точки зрения германская и югославская авиация были примерно равны, но численно германская авиация (вместе с авиацией стран-союзниц) превосходила югославскую в шесть раз (Германия имела 1412 военных самолетов, Италия 702 и Венгрия 287). Внезапность нападения и сопутствовавшая ему паника привели к тому, что большее количество самолетов были уничтожены в первые два дня войны на земле. Первые удары германских войск пришлись на восточные районы Югославии, активность же германских войск в западной части страны была скорее символичной. О ненависти германских летчиков к Югославии говорит факт расстрела в воздухе покинувшего с парашютом из своего охваченного огнем Bf.109E-3 командира 102-й эскадрильи Милоша Жуньича. Прежде чем истребитель Жунича был подожжен германским Bf.109E, серб успел сбить один Не-111. Летчики 6-го полка BBKJ уничтожили половину сбитых над Сербией германских самолетов. Истребители 6-го полка во избежание попадания в руки противника 12 апреля были сожжены на земле. Немногочисленные устаревшие истребители 3-й школы летчиков из Мостара обороняли от налетов германской и итальянской авиации Боснию и Герцеговину. Последний воздушной бой „Апрельской войны" состоялся над Черногорией 14 апреля между несколькими германскими „мессерами" и одним „Харрикейном". В бою „Харрикейн" получил тяжелые повреждения, но смог приземлиться на аэродроме в предместье Никшича.

Бомбардировщики BBKJ нанесли удары по неприятельским аэродромам в Австрии, Венгрии и Болгарии; Do-17 и СМ.79 наносили удары по колоннам бронетехники вермахта, самым значительным из которых стал налет 8 апреля, когда 56 бомбардировщиков в сопровождении истребителей атаковали большую немецкую колонну, направлявшуюся в Косово. В период с 6 по 15 апреля 1941 г. было выполнено около 1400 боевых вылетов, сбито 105 самолетов противника (еще около 60 повреждено), но собственные потери составили почти половину самолетного парка (главным образом - на земле), 138 летчиков и еще 570 военнослужащих BBKJ. Почти 250 югославских летчиков и других членов экипажей на своих самолетах перелетели в Грецию, на Ближний Восток и в СССР. Восемь Do 22 и один СИМ-14 из состава морской авиации перелетели в Египет и еще год воевали под британским командованием, летая с югославскими опознавательными знаками. Они действовали против германских субмарин. Четыре бомбардировщика SM.79 и один Do-17 перелетели к англичанам, а один SM.79 - в СССР. Лояльные королю югославы достигли даже США - 40 летчиков в составе 15-й американской воздушной армии на B-24J (временно имевших опознавательные знаки BBKJ) бомбили Германию до конца войны. Около 100 летчиков воевали на „Спитфайрах" и „Балтиморах" в составе ВВС Великобритании. Уже в 1942 г. в самой Югославии с использованием трофейных самолетов зародилась партизанская авиация.

Оглавление