Оглавление

Первую победу в воздушном бою на Солунском фронте сербские летчики одержали 2 апреля 1917 г. на самолете «Ньюпор». Накануне прорыва Солунского фронта сербская армия располагала двумя эскадрильями с 40 самолетами и сербским личным составом, хотя в эскадрильях служили не только сербы (в частности, имелось 12 русских). Вскоре к сербской армии присоединилось большое количество русских (точнее граждан России), разочарованных ситуацией на собственной Родине. Русских привели к присяге королю Сербии, но эта присяга не противоречила данной ранее присяге служить за «Веру, царя и Отечество». Русским было разрешено продолжать носить военную форму Российской империи.

Так, в боях особо отличились Павел Янковский и Константин Русиян, ранее служившие во 2-й пехотной дивизии царской армии, а с 5 августа 1917 г. продолжившие службу в сербских эскадрильях. В начале 1918 г. после завершения обучения из Франции прибыло еще 12 русских летчиков и кадетов. В учебном полете на самолете «Dorand» АР.1 из 1-й сербской эскадрильи 26 июля 1918 г. разбился (вместе с сербским летчиком) уроженец Грузии Исидор Дмитриевич Какиашвили. Одним из самых успешных боевых вылетов русских летчиков стал полет 26 сентября 1918 г. экипажа в составе Иосифа Антоновича и Михаила Кудинова, атаковавшего колонну болгарской пехоты на дороге Велес — Свети Никола. Кудинов получил ранение, но задание было выполнено полностью. 13 октября на SPAD VII погиб Богданович.

Зная об угрозе гибели на родине, король Сербии предложил русским остаться в сербской армии, но многие предпочли вернуться в Россию, к Деникину. Позже в Сербию вернулись Сергей Урвачев и Михаил Кудинов.

До конца войны было выполнено более 3000 боевых вылетов. Летчики сбили 30 самолетов противника, артиллерия — еще пять. Командир первой сербской авиационной эскадрильи Бранко Вукославльевич позже стал первым командующим авиацией единого государства южных славян.

Людские потери Сербии в Первой мировой войне Сербия составили 28% (1 247 435 человек) от общей численности населения. Победа в войне привела  к радикальным изменениям на юге Европы. Вместо того чтобы расширить территорию Сербии исключительно за счет населенных сербами земель бывшей Австро-Венгерской монархии, сербский король по наущению французов и интеллектуальной элиты южнославянских народов создал 1 декабря 1918 г. на развалинах империи Франца-Иосифа единое государство южных славян - Королевство СХС (Сербов, Хорватов и Словенцев).

На аэродроме в Нови Саде было сформировано ядро военной авиации (ВКСХС - Ваздухопловство КСХС) новой державы. Первые самолеты унаследовали от сербской авиации Солунского фронта. Поначалу ВКСХС располагало примерно 60 пережившими войну самолетами четырех типов: SPAD VII, Dorand AP.l, Breguet XIV и Nieuport.

Авиация новой державы в первый год своего существования, 1919 г., использовалась в боях с австрийскими войсками в районе Корушки, на западной границе королевства. В конце 1919 г. ВКСХС пополнилось самолетами Breguet XIV, SPAD VII и SPAD XIII, из эскадрильи, использовавшейся французами в войне с мадьярской советской республикой. В начале 20-х годов во Франции было закуплено еще 40 Breguet и SPAD.

100YSrb007.jpg

Сербский «Ньюпор»

Трагическая гибель русской царской фамилии сделала невозможным участие Москвы в развитии сербской авиации вплоть до Второй мировой войны. Однако русские влияли на славянское королевство в целом, и на его авиацию в частности — это были «белые русские». В Сербию прибыли тысячи русских монархистов, в основном это была интеллектуальная элита Российской империи. Многие из них уехали дальше в Западную Европу, но большое число осталось в Сербии: сотни врачей, архитекторов, инженеров, офицеров... Были среди них и летчики. При финансовой и технической помощи Франции развитие КСХС получило новый импульс, а король Александр увлекся идеей сделать из Белграда центр не только югославянских народов, но и всего мирового славянства.

Изначально ВКСХС располагало четырьмя эскадрильями, которые базировались в Нови Саде, Сараево, Скопье и Загребе, а также двумя авиационными отделениями в Любляне и Мостаре. На основе трофейных австро-венгерских самолетов (23 гидроплана и пять истребителей), переданных Сербии Францией, в Боке Которской в марте 1921 г. сформировали основу морской авиации (Поморско Ваздухопловство). Позже морская авиация пополнилась самолетами итальянского, германского и собственного производства. В 1931 г. гидроавиация насчитывала 106 гидросамолетов.

100YSrb008.jpg 100YSrb009.jpg

Истребители сербской конструкции Рогажирски ИК-3 (слева) и ИК-2

 

Оглавление