Объем работ, проведенных на макете ЗИС-Э134 №2, позволил не только наметить направления дальнейших исследований по совершенствованию как внедорожных автомобилей высокой проходимости, так и амфибийных машин. Благодаря этому автомобилю у специалистов СКБ ЗИЛ появились необходимые знания и навыки по преодолению инженерных препятствий и водных преград, опыт проведения испытаний водоходных автомобилей и подготовки автомобилей к испытаниям на воде. Конструкторы получили первые представления о совершенствовании агрегатной базы машины (гидротрансформатора, автоматической коробки передач, ведущих мостов с самоблокирующимися дифференциалами), водоизмещающего корпуса и водоходного движителя. Причем каждое инженерное решение должно было подтвердить свою жизнеспособность в ходе многочисленных испытаний. Именно испытания показали, что самые эффективные механизмы блокировки дифференциалов на бездорожье — это отсутствие дифференциалов. Именно такая схема была впоследствии использована на двухмоторных автомобилях ЗИЛ-135ЛМ, у которых каждый из двигателей без дифференциальной связи приводил колеса своего борта.
Работа с экспериментальными макетами дала возможность СКБ ЗИЛ подготовить целую плеяду талантливых инженеров, высококлассных рабочих и водителей-испытателей, что позволило в кратчайшие сроки перейти к созданию лучших в стране и не имеющих аналогов в мире вездеходных автомобилей ЗИЛ-134, ЗИЛ-135Л, ЗИЛ-135К, ЗИЛ-Э167, ЗИЛ-135П, ПЗУ, ЗИЛ-4906. И здесь невозможно переоценить роль главного конструктора СКБ Виталия Андреевича Грачева.
![]() |
![]() |
| Автомобиль ЗИЛ-157 окоп преодолеть не смог. | Макет ЗИС-Э134 №2 застрял, преодолевая противотанковый ров. |
|
Технические параметры ЗИЛ-Э134 №2 |
|
|
Колесная формула |
8х8 |
|
Число мест в рубке |
3 |
|
База автомобиля, мм |
1400+1595+1395 |
|
Колея передних колес, мм |
1990 |
|
Колея задних колес, мм |
2000 |
|
Длина автомобиля (по буксирному крюку), мм |
6655 |
|
Ширина (по тягам подвода воздуха), мм |
2568 |
|
Высота по стеклоочистителям, мм |
2016 |
|
Высота по тенту, мм |
2441 |
|
Дорожный просвет под передними мостами, мм |
343 |
|
Дорожный просвет под задними мостами, мм |
345 |
|
Радиус поворота по переднему внешнему колесу, м |
10,5 |
|
Ширина преодолеваемого рва, м |
2,0 |
|
Преодолеваемый подъем |
40° |
|
Угол свеса передний |
55° |
|
Угол свеса задний (без водомета) |
54°30' |
|
Грузоподъемность автомобиля, кг |
1312 |
|
Снаряженная масса, кг |
6518 |
|
Распределение снаряженной массы, кг: |
|
|
на колеса передних двух осей |
3824 |
|
на колеса задних двух осей |
2694 |
|
Полная масса автомобиля, кг |
7830 |
|
Распределение полной массы, кг: |
|
|
на колеса передних двух осей |
4010 |
|
на колеса задних двух осей |
3820 |
|
Двигатель |
ЗИС-121А |
|
Тип двигателя |
Бензиновый, карбюраторный |
|
Номинальная мощность, л.с./кВт |
120/88 |
|
Частота вращения при номинальной мощности, мин-1 |
2800 |
|
Максимальный крутящий момент, кгсм/Н-м |
36/353 |
|
Частота вращения при макс, крутящем моменте, мин-1 |
1800 |
|
Число и расположение цилиндров |
6, рядное |
|
Диаметр цилиндра, мм |
101,6 |
|
Ход поршня, мм |
114,3 |
|
Рабочий объем, л |
5,56 |
|
Степень сжатия |
6,5 |
|
Трансмиссия |
|
|
Гидротрансформатор ЗИС-155А |
Комплексный, 3-колесный, коэффициент трансформации 4,0 |
|
Коробка передач ЗИС-150 |
Механическая, пятиступенчатая, передаточные числа: I-6,24; II-3,32; III-1,9; IV-1,0;V-0,81; 3X-6,7 |
|
Раздаточная коробка ЗИС-151 |
цилиндрическая, двухступенчатая, передаточные числа: I-2,44; II-1,24 |
|
Коробки отбора мощности (2 шт.) |
Цилиндрические 3-вальные, передаточное число i=1,00 |
|
Главная передача ЗИС-152В (4 шт.) |
Коническая с автоматической блокировкой дифференциала при переходе на пониженную передачу, i = 7,6 |
|
Шины |
14.00-18 |
|
Эксплуатационные данные |
|
|
Объем топливного бака, л |
500 |
|
Объем смазочной системы двигателя, л |
8,5 |
|
Объем системы охлаждения, л |
21 |
|
Эксплуатационный расход топлива, л/100 км |
63,3 |
|
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
58 |
|
Максимальная скорость на воде, км/ч |
6 |
Литература
1. Липовский Л.С., Лаврентьев В.Б., Семенов Г.А. Постройка опытного бесподвесочного плавающего четырехосного автомобиля-макета ЗИЛ-Э134 №2. -М.:ЗИЛ, 1956.-15с.
2. Липовский Л.С., Лаврентьев В.Б., Крупенин Г.Т., Левин П. Испытания на воде четырехосного макетного автомобиля ЗИЛ-Э134 №2: Отчетная записка. -М.:ЗИЛ, 1957.-14с.
3. Матеров Г.А., Каледин Н.Е., Ильин. Отчет по испытаниям макетного образца БТР-Э152В с равнорасположенными осями и двумя управляемыми мостами. -М.-.ЗИЛ, 1958.-33с.