Оглавление

ZiSE1342014.jpg

ЗИС-Э134 №2 преодолевает окоп

ZiSE1342017.jpg ZiSE1342018.jpg

Окоп нормального профиля и окоп с ячейкой для бойца.

Опыты по определению тяги на швартовых проходили в небольшой бухте, где ветер и волнение практически отсутствовали. Трос одним концом крепили за кормовые рымы автомобиля-макета, а другим концом - за серьгу самопишущего динамометра. Динамометр монтировали на бампере заторможенного на берегу автомобиля ЗИЛ-157. ЗИС-Э134 №2, находясь на плаву, постепенно натягивал трос. Когда тот был натянут, водитель открывал полный дроссель двигателя. Максимальная тяга автомобиля-макета на швартовах при работе только водомета на 2-й передаче в коробке передач составила 215 кг, на 3-й передаче — 220 кг. При вращении колес и работе водомета развиваемая тяга оказалась ниже: на 2-й передаче в коробке передач — 185 кг, на 3-й передаче в коробке передач — 200 кг.

В то же время специалисты отмечали несовершенство конструкции водоходного движителя, что нашло отражение в отчете по испытаниям. Значительные сопротивления, возникающие при всасывании воды в приемные сопла водомета, приводили к снижению максимальной скорости машины. Таким образом, конструкция водоходного движителя требовала более тщательной проработки. Кроме того, большое сопротивление при движении по воде производили открыто расположенные колеса.

На испытаниях зимой макет ЗИС-Э134 №2 (как и ЗИС-Э134 №1) свободно преодолевал снежную целину глубиной 400-500 мм и углы подъема до 30°. Благодаря более широкой колее и низкому центру тяжести ЗИС-Э134 №2 уверенно двигался по заснеженному косогору с крутизной склона 13°.

8 февраля 1957 г. на полигоне НИИ-21 в присутствии начальника автотракторного управления МО генерал-полковника И.Т. Коровникова, заместителя министра автопрома К.В. Власова, начальника отдела Госэкономкомиссии СМ СССР Селифонова, главного конструктора ММЗ Н.А. Астрова и главного конструктора СКБ ЗИЛ В.А. Грачева проходили сравнительные испытания по преодолению специальных препятствий. Вместе с ЗИС-Э134 №2 в них участвовали серийный БТР-152В, автомобиль ЗИЛ-157 и опытный образец бронетранспортера ЗИЛ-Э152В с равным расположением мостов по базе. В ходе испытаний преодолевались препятствия в виде окопа нормального профиля, окопа с ячейкой для бойца и противотанкового рва шириной 2,5 и глубиной 1,5 м.

БТР-152В и ЗИЛ-157 на первом же препятствии сняли с испытаний, так как они не смогли преодолеть окоп нормального профиля. Бронетранспортер ЗИЛ-Э152В и макет ЗИС-Э134 №2 уверенно преодолели окоп нормального профиля и окоп с ячейкой для бойца. Однако последнее препятствие — ров шириной 2,5 м — ЗИС-Э134 №2 взять не смог. БТР-Э152В противотанковый ров пересек, причем передним и задним ходом. Но на шестой попытке при движении через препятствие у него сломался левый шарнир равных угловых скоростей среднего моста.

5 апреля 1957 г. на выставке в НАМИ опытные и макетные автомобили СКБ ЗИЛ и СКБ МАЗ осматривали министр обороны Г.К. Жуков, маршалы И.С. Конев, Р.Я. Малиновский и другие. Такое пристальное внимание высшего руководства страны к автомобилям высокой проходимости уже в скором времени стало причиной появления в нашей стране новых колесных бронетранспортеров и специальных шасси для ракетных и артиллерийских систем, способных передвигаться по бездорожью и пересеченной местности, преодолевать противотанковые рвы и другие естественные и искусственные препятствия.

В 1958 г. на ЗИС-Э134 №2 проходила опробование новая схема трансмиссии с передними и задними разнесенными управляемыми колесами и центральными неуправляемыми сближенными колесами. Макетный образец автомобиля благодаря простой конструкции корпуса удалось переделать сравнительно легко. Передние и задние мосты более чем на метр разнесли друг от друга. Машина получила систему рулевого управления с передними и задними управляемыми колесами. Испытания подтвердили правильность выбранного решения. Доработанный макет стал уверенно преодолевать противотанковый ров шириной 2,5 м.

ZiSE1342015.jpg ZiSE1342016.jpg
Бронетранспортер ЗИЛ-Э152В сломался, преодолевая противотанковый ров. Макет ЗИС-Э134 №2 с увеличенной базой.

Оглавление