Р. Г. Данилов
В статье использованы фото из архива ОГК СТ «АМО-ЗИЛ»
Предыдущие статьи цикла "Автомобили для бездорожья", прим. ВВС
К 110-летию со дня рождения В.А. Грачева
Главный конструктор-начальник СКБ ЗИЛ В.А. Грачев. Май 1964 г.
23 января 2013 г. исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося конструктора автомобилей высокой проходимости Виталия Андреевича Грачева.
В июле 1954 г. В.А. Грачев возглавил Специальное конструкторское бюро (СКВ), образованное при Московском автомобильном заводе им. И.В. Сталина для создания специальной военной автомобильной техники. Перед коллективом СКВ, первоначально насчитывавшим всего 20 человек, была поставлена задача в короткий срок разработать принципиально новый средний многоцелевой четырехосный автомобиль сверхвысокой проходимости, он же быстроходный артиллерийский тягач АТК-6 грузоподъемностью 5—6 т.
Поскольку опыта создания подобных машин не имелось, для поиска и проверки основных конструкторских решений были построены два макетных образца — неплавающий ЗИС-Э134 №1 на базе автомобиля ЗИС-151 и плавающий ЗИС-Э134 №2, который стал первой амфибийной машиной СКБ ЗИЛ.
Плавающий макетный автомобиль ЗИС-Э134 №2 сконструировали в СКБ и построили совместно с МСЦ-7 в марте-апреле 1956 г. Сборка производилась без компоновочного чертежа, рабочая конструкторская документация выполнялась по месту.
В разработке и последующих испытаниях этого автомобиля участвовали: конструкторы В.А. Грачев, М.В. Кашлаков, Н.Е. Каледин, С.Г. Вольский, В.И. Соколовский, В.А. Паренков, С.Ф. Румянцев, Е.А. Степанова, Е.Д. Каптыкова, Г.И. Гольдберг, В.П. Егоров, И. Яблоков, Г. Томазов, А.Г. Кузнецов, Н.В. Абрамов, И.С. Патиюк, Е.Н. Шилина, копировщицы Р. Мысина, И. Маркова, А. Шустрова, Т. Кузнецова; инженеры-исследователи Л.С. Липовский, В.Б. Лаврентьев, Г.Т. Крупенин, Г.А. Семенов; водители-испытатели А.В. Борисов, П. Левин, И.И. Дмитриев, В.Е. Журавлев.
Автомобиль ЗИС-Э134 №2 имел жесткий герметичный корпус, состоящий из двух бортовых панелей толщиной 2 мм, связанных двумя бамперами и четырьмя поперечинами. Снизу к корпусу крепился поддон. В центральной части корпуса были установлены три крестообразных раскоса. К корпусу жестко монтировались четыре доработанных ведущих моста от бронетранспортера ЗИС-152В. В отличие от макета ЗИС-Э134 №1, на ЗИС-Э134 №2 мосты смонтировали неравномерно по длине: два первых управляемых моста сдвинули на 195 мм вперед. Колесная база между мостами, таким образом, получилась 1400+1595+1395 мм. Колею серийных мостов увеличили на 240 мм за счет удлинения кожухов и полуосей. В главной передаче вместо обычных конических шестеренных дифференциалов применили самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы, изготовленные по чертежам СКБ.
Двигатель ЗИС-121А с алюминиевой головкой блока цилиндров и поршнями со сферическим днищем сместили вправо относительно оси машины. Двигатель мощностью 120 л .с. имел увеличенные на 2 мм диаметры впускных клапанов и новый распредвал с суженными фазами газораспределения. К картеру двигателя был прифланцован гидротрансформатор ЗИС-155А с принудительной блокировкой. С помощью карданной передачи крутящий момент передавался на отдельно установленную коробку передач ЗИС-150 с дистанционным управлением от автобуса ЗИС-155, далее карданным валом — на раздаточную коробку ЗИС-151 и через две коробки отбора мощности, установленные на втором и четвертом мостах, на ведущие мосты.
Кинематическая схема:
1 — двигатель; 2 — гидротрансформатор; 3, 8 — карданная передача; 4 — коробка передач ЗИС-150; 5 — раздаточная коробка ЗИС-151; 6 — КОМ на раздаточной коробке; 7 — стояночный тормоз; 9,
16 — коробка отбора мощности; 10 — цепная передача привода водомета; 11 — промопора ЗИС-151; 12 — водомет; 13 — главная передача; 14 — задний ведущий мост; 15 — колесо; 17 — полуось с поворотным кулаком; 18 — передний ведущий мост.