Оглавление

VTMzChe014.jpg

«Ракетчики» тоже не обижены: в экспозиции присутствуют гусеничная ПУ 2П16 с ракетой ЗР8 комплекса 2К6 «Луна», 9П113 с ракетой 9М21 комплекса «Луна-М», 9П129 с ракетой 9М79 комплекса 9К79 «Точка-У», комплекс «Ока» в составе ПУ 9П71 и ракеты 9М714, 9П19 на шасси ИСУ-152 с ракетой 8К14 комплекса 9К72 «Эльбрус».

Даже для «вертолетчиков» найдется интересный экспонат: над чехословацкой техникой «завис» двухместный легкий НС-02, выпущенный серийно в количестве 17 экземпляров фирмой Aero.

На открытой площадке стоит ОТ-62С/ TOPAS (чехословацкая версия БТР-50П, выпускавшаяся в 1963—1972 гг.). Несмотря на достаточно богатую боевую биографию именно этого варианта (ЧССР экспортировал ее в Анголу, Индию, Египет и другие страны, в том числе в Ирак, где ОТ-62С оснащали башней от бразильского бронеавтомобиля Cascavel), имеющийся в музее БТР окрасили то ли под детсадовский грибок, то ли еще подо что. Мысль, что это — творчество местных антисоветчиков или пацифистов, чуть позже отпала. Просто из БТР сделали «горку» для малышей, присоединив к некогда боевой машине пластиковый желоб.

Определенный «прогиб» организаторов музея перед Западом понятен и простителен с учетом шикарного павильона «Остравская операция». Как известно, в марте 1945 г. силы 4-го Украинского фронта под командованием И.Е. Петрова предприняли попытку захватить Моравско-Остравский промышленный район и, в случае успеха, предполагали овладеть Прагой, до которой оставалось около 350 км. В составе фронта воевал и 1-й Чехословацкий армейский корпус под командованием Л. Свободы. Сражение продлилось полтора месяца. Моравско-Остраву удалось взять только 30 апреля, в тот же день пала Жилина. Несмотря на то, что войска Петрова не смогли овладеть, как планировалось, ни Словакией, ни восточной Чехией, их удары отвлекли 22 дивизии вермахта, включая пять танковых.

VTMzChe015.jpg

В павильоне воссоздано настоящее поле битвы, которое пересекает траншея. Следуя по ней, посетитель проходит под подбитой «тридцатьчетверкой», у которой открыт эвакуационный люк. Танк внутри освещен, и можно детально осмотреть его внутреннее устройство. В другом месте «гитлеровские траншеи» преодолевает ИС-2. Его пытается уничтожить расчет противотанкового гранатомета Pupchen. Танк поддерживает огнем СУ-100. Противник, кроме прочего, представлен Pz.Kpfw IV и 75-мм противотанковой РАК-40, а также внутренним устройством железобетонных ДОТов, которые стали основным препятствием на пути танков Петрова.

Ценителям артиллерии целесообразно пройти мимо всех ангаров в самый дальний, отведенный под продукцию концерна «Шкода». При другом маршруте до экспозиции можно просто не дойти, потерявшись среди многочисленных уникальных и раритетных экспонатов. В последние годы Австро-Венгерской империи заводы «Шкода» пользовались в мире тем же авторитетом, что и «Крупп».

Кроме того, фирма разработала еще много разнообразного вооружения, образцы которого попали в Лешаны. Подавляющая их часть в годы Второй мировой исправно служила немцам, например, 10-см легкая полевая гаубица 30(t), захваченная в количестве 158 штук во время оккупации. Представлена и 4,7-см противотанковая пушка, которой немцы оснащали свои первые истребители танков Panzerjager I, 75-мм горная гаубица образца 1915 г. и многое другое. К уникальным экспонатам относится 75-мм опытная легкая полевая гаубица, разработанная в 1890 г. и ставшая основой для большей части продукции пльзеньского концерна.

В этом зале организована диорама, изображающая работу конструкторского бюро над 10-см легкой гаубицей vz 14/19. Эта система, созданная в 1914 г., стала, по мнению некоторых историков, «первым общеевропейским орудием». Действительно, ее приняли на вооружение не только в чехословацкой армии, но и в армиях Италии, Греции, Польши, Румынии, Югославии и Венгрии. После падения Афин, Варшавы, Праги и Белграда все 10-см гаубицы достались немцам, которые ввели их в состав вермахта. Позднее эти орудия служили в Чехословацкой народной армии.

Раз в году в Лешанах происходит действо, сравнимое с Днем танкиста в подмосковной Кубинке. Независимо от погодных условий бронетанковая техника и инженерные машины выводятся на танковую арену. Но именно это придает танковому шоу свое очарование, ведь танки, просто в соответствии с пословицей, не боятся грязи. Как правило, широко представлены на шоу и автомобили. «Ивеко», «Хаммеры», «Виллисы», «Бантамы», «Додж «три/четверти» и наши «родные» ГАЗики и УАЗики — далеко не полный перечень машин, задействованных в демонстрационной программе.

Впрочем, лучше все один раз увидеть своими глазами. Доехать до этого местечка можно либо на автомобиле, либо на автобусе №332 от станции метро Budejovicka. А летом — до станции Крзханице (Krhanize) или Каменни Пршивоз (Kamenny Privoz), куда идут поезда. Железная дорога проложена по необычайно красивым местам. Музей открыт с июня по сентябрь, при этом только в июле и августе -почти ежедневно (кроме понедельника), с 9.30 по 17.30. В выходные посещать его любителям истории не советую, поскольку в эти дни прибывают многочисленные экскурсанты из числа учащейся молодежи, и понятно, что дети фотографировать нормально не дадут.

Оглавление