«Ракетчики» тоже не обижены: в экспозиции присутствуют гусеничная ПУ 2П16 с ракетой ЗР8 комплекса 2К6 «Луна», 9П113 с ракетой 9М21 комплекса «Луна-М», 9П129 с ракетой 9М79 комплекса 9К79 «Точка-У», комплекс «Ока» в составе ПУ 9П71 и ракеты 9М714, 9П19 на шасси ИСУ-152 с ракетой 8К14 комплекса 9К72 «Эльбрус».
Даже для «вертолетчиков» найдется интересный экспонат: над чехословацкой техникой «завис» двухместный легкий НС-02, выпущенный серийно в количестве 17 экземпляров фирмой Aero.
На открытой площадке стоит ОТ-62С/ TOPAS (чехословацкая версия БТР-50П, выпускавшаяся в 1963—1972 гг.). Несмотря на достаточно богатую боевую биографию именно этого варианта (ЧССР экспортировал ее в Анголу, Индию, Египет и другие страны, в том числе в Ирак, где ОТ-62С оснащали башней от бразильского бронеавтомобиля Cascavel), имеющийся в музее БТР окрасили то ли под детсадовский грибок, то ли еще подо что. Мысль, что это — творчество местных антисоветчиков или пацифистов, чуть позже отпала. Просто из БТР сделали «горку» для малышей, присоединив к некогда боевой машине пластиковый желоб.
Определенный «прогиб» организаторов музея перед Западом понятен и простителен с учетом шикарного павильона «Остравская операция». Как известно, в марте 1945 г. силы 4-го Украинского фронта под командованием И.Е. Петрова предприняли попытку захватить Моравско-Остравский промышленный район и, в случае успеха, предполагали овладеть Прагой, до которой оставалось около 350 км. В составе фронта воевал и 1-й Чехословацкий армейский корпус под командованием Л. Свободы. Сражение продлилось полтора месяца. Моравско-Остраву удалось взять только 30 апреля, в тот же день пала Жилина. Несмотря на то, что войска Петрова не смогли овладеть, как планировалось, ни Словакией, ни восточной Чехией, их удары отвлекли 22 дивизии вермахта, включая пять танковых.
В павильоне воссоздано настоящее поле битвы, которое пересекает траншея. Следуя по ней, посетитель проходит под подбитой «тридцатьчетверкой», у которой открыт эвакуационный люк. Танк внутри освещен, и можно детально осмотреть его внутреннее устройство. В другом месте «гитлеровские траншеи» преодолевает ИС-2. Его пытается уничтожить расчет противотанкового гранатомета Pupchen. Танк поддерживает огнем СУ-100. Противник, кроме прочего, представлен Pz.Kpfw IV и 75-мм противотанковой РАК-40, а также внутренним устройством железобетонных ДОТов, которые стали основным препятствием на пути танков Петрова.
Ценителям артиллерии целесообразно пройти мимо всех ангаров в самый дальний, отведенный под продукцию концерна «Шкода». При другом маршруте до экспозиции можно просто не дойти, потерявшись среди многочисленных уникальных и раритетных экспонатов. В последние годы Австро-Венгерской империи заводы «Шкода» пользовались в мире тем же авторитетом, что и «Крупп».
Кроме того, фирма разработала еще много разнообразного вооружения, образцы которого попали в Лешаны. Подавляющая их часть в годы Второй мировой исправно служила немцам, например, 10-см легкая полевая гаубица 30(t), захваченная в количестве 158 штук во время оккупации. Представлена и 4,7-см противотанковая пушка, которой немцы оснащали свои первые истребители танков Panzerjager I, 75-мм горная гаубица образца 1915 г. и многое другое. К уникальным экспонатам относится 75-мм опытная легкая полевая гаубица, разработанная в 1890 г. и ставшая основой для большей части продукции пльзеньского концерна.
В этом зале организована диорама, изображающая работу конструкторского бюро над 10-см легкой гаубицей vz 14/19. Эта система, созданная в 1914 г., стала, по мнению некоторых историков, «первым общеевропейским орудием». Действительно, ее приняли на вооружение не только в чехословацкой армии, но и в армиях Италии, Греции, Польши, Румынии, Югославии и Венгрии. После падения Афин, Варшавы, Праги и Белграда все 10-см гаубицы достались немцам, которые ввели их в состав вермахта. Позднее эти орудия служили в Чехословацкой народной армии.
Раз в году в Лешанах происходит действо, сравнимое с Днем танкиста в подмосковной Кубинке. Независимо от погодных условий бронетанковая техника и инженерные машины выводятся на танковую арену. Но именно это придает танковому шоу свое очарование, ведь танки, просто в соответствии с пословицей, не боятся грязи. Как правило, широко представлены на шоу и автомобили. «Ивеко», «Хаммеры», «Виллисы», «Бантамы», «Додж «три/четверти» и наши «родные» ГАЗики и УАЗики — далеко не полный перечень машин, задействованных в демонстрационной программе.
Впрочем, лучше все один раз увидеть своими глазами. Доехать до этого местечка можно либо на автомобиле, либо на автобусе №332 от станции метро Budejovicka. А летом — до станции Крзханице (Krhanize) или Каменни Пршивоз (Kamenny Privoz), куда идут поезда. Железная дорога проложена по необычайно красивым местам. Музей открыт с июня по сентябрь, при этом только в июле и августе -почти ежедневно (кроме понедельника), с 9.30 по 17.30. В выходные посещать его любителям истории не советую, поскольку в эти дни прибывают многочисленные экскурсанты из числа учащейся молодежи, и понятно, что дети фотографировать нормально не дадут.