Использованы иллюстративные и документальные материалы РГВА, Музея трудовой и боевой славы ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и частных коллекций.
История Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) им. Сталина традиционно отсчитывается с 29 мая 1929 г., когда СНК СССР принял Постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Для строительства нового завода в Челябинске была создана организация «Челябтракторстрой» (ЧТС).
Завод изначально проектировался как универсальный, способный в случае необходимости менять объекты производства, что определило создание развитого инструментального и литейного производства, формирование широкого парка станочного оборудования и привлечение большого количества как специалистов (в том числе из-за рубежа), так и неквалифицированной рабочей силы с обучением и подготовкой кадров на месте. В проекты корпусов заранее закладывались просторные участки с широкими пролетами, межцеховые магистрали. Параллельно строительству завода возводилось жилье и необходимые объекты инфраструктуры.
Вместе с тем, несмотря на принятие на государственном уровне решения о постройке завода, вопрос о его основной продукции на ближайшую перспективу разрешился не сразу.
Для определения программы тракторостроения по постановлению ВСНХ СССР от 14 сентября 1929 г. была организована комиссия, в состав которой вошли представители Совета колхозов, Союза рабочих металлистов, Главмашстроя, Гипромеза, военного ведомства, заводов и других учреждений и организаций.
Заслушав доклады, 18 сентября комиссия по вопросу о типе тракторов, намеченных к производству, их мощности, плане выпуска по годам и распределении по заводам постановила:
«а. На Путиловском заводе может производиться до 20 тыс. тракторов мощностью 10-20 л.с., допуская переход со временем на более мощный тип трактора.
б. На Сталинградском заводе — 50 тыс. тракторов мощностью 15-30 л.с.
в. На Харьковском заводе - 20 тыс. тракторов с доведением до 30 тыс. тракторов мощностью 50-60 л.с.
г. Считать целесообразным организовать производство тракторов мощностью 100-120 л.с. на заводе, производящем 50-60 силовые трактора, создав для этого специальный цех.
Учитывая, что потребность в 100-120 силовых тракторах со стороны сельского хозяйства не выявлена и они могут найти применение только в дорожном строительстве, в лесном хозяйстве, строительной индустрии и отчасти в Военном Ведомстве, считать возможным довести выпуск их до 5 тыс. штук в первую очередь.
Принимая во внимание имеющийся у Украины опыт в производстве мощных тракторов, наличность опытного технического персонала, подготовленного кадра рабочей силы, считать возможным сосредоточить производство 100—120 силовых тракторов в Харькове.
Предложить Главмашстрою при разработке производственного задания учесть возможность постройки нового тракторного завода для производства 50-60 силовых тракторов в иных, кроме Харькова, пунктах Украины.
д. На Челябинском заводе - 40 тыс. тракторов мощностью 30-40 л.с.
е. Вопрос о потребности, мощности и типа фрезерных машин считать подлежащим дальнейшей проработке.
ж. Строительство тракторов для пропашных культур, мощностью 10-12 л.с. считать целесообразным организовать на каком-либо из существующих заводов среднего машиностроения с доведением производительности таковых к концу 1-го пятилетия до 15 тыс. штук.
Поручить Главмашстрою выяснить возможность приспособления одного из существующих заводов, типа «Возрождение», «Большой Токмак», Воронежский и т.п., для производства тракторов для пропашных культур.
з. В виду отсутствия у Главмашстроя данных для определения в данное время себестоимости трактора, считать возможным руководствоваться для ориентировки существующими ценами в Америке Нью-Йорк по переводному курсу на наши рубли.
и. Констатировать, что в отношении выбора марки для трактора мощностью 50-60 л. с. существуют разногласия, так как трактор типа «Катерпиллар» потребует переделок в смысле увеличения скорости, переделки двигателя с бензина на керосин. Производство же у нас трактора «Коммунар» пока не вышло из стадии опытного, применять этот тип для массового производства было бы рискованно.
к. Согласиться с Главмашстроем, что запасные части для тракторов должны производиться на тех же заводах где и тракторы.
Для обеспечения запасными частями в течение 2-3 лет, производимых в данное время у нас тракторов, предложить Главмашстрою разработать вопрос дополнительно, с указанием заводов, вложений и специализаций».
Возведение цехов будущего гиганта — Челябинского тракторного завода.