Оглавление

TrS60-65028.jpg

Испытания трактора №4.

По итогам испытаний было составлено заключение:

«Трактор «Сталинец 3» имеет все преимущества тракторов «Катерпиллер»:

1. Хорошую проходимость по мягким грунтам и песку. Со 155 мм пушкой легко преодолевает пески, где пушка погружается до 50 см.

2. Удобен и прост в управлении и обслуживании.

3. Скорости на грунтовых дорогах все четыре легко используются. По ровной дороге трактор может все время итти на четвертой передаче, в худших местах на третьей и лишь в особо трудных условиях на второй или первой передаче, но увеличение скоростей повлекло за собой следующее:

а) пробуксовывание дисков фрикционов, чем нарушается управление,

б) срезывание болтов направляющих передних колес гусениц, особенно по дорогам с твердым покрытием,

в) тоже болтов на соединительных траверсах рам гусениц и даже поломку этих траверсов,

г) поломку кронштейнов бензобака, разрыв бензопроводов, ослабление швов и заклепок бензобака,

д) если бы была на машине крыша типа «Катерпиллер», то она бы быстро поломала кронштейны от тряски.

Трактор «Сталинец» с четырехскоростной коробкой передач является хорошим типом трактора для перевозки тяжелых орудий Артиллерии Резерва Главного Командования, но при условии увеличения прочности указанных слабых деталей и обязательного введения съемных или постоянных резиновых башмаков на гусеницы для езды по твердым дорогам, без каковых по таким дорогам его пускать нельзя».

Окончательный вывод о принятии на вооружение быстроходной версии трактора предстояло сделать на основании результатов зимних испытаний. На эти испытания поступили «Сталинец» №3 с четырехскоростной коробкой скоростей и образец №4, подобный американскому прототипу, но без установки тента. Испытания проходили в Подмосковье совместно с «Sixty», трактором КПД конструкции АТТБ ОГПУ и некоторыми другими.

При движении на малых скоростях трактор №3 не вызвал серьезных нареканий. Однако с ростом скорости движения полностью повторились все выявленные летом дефекты: были срезаны болты в направляющих ленивцев, поломаны кронштейны бензобака, а в самом бензобаке от тряски образовалась течь. «Эти же неисправности сразу вывели трактор из строя при настоящем пробеге по мерзлому шоссе. Трактор «Катерпиллер-американский», шедший со средней скоростью 4 км/ч, никаких поломок не имел».

Если первоначально низкая надежность «Сталинца-3» могла объясняться недостатками изготовления первых, пока еще опытных, тракторов, то теперь уже было очевидно, что речь шла о конструктивном несовершенстве машины.

Трактор №4 в целом продемонстрировал удовлетворительную надежность и основные эксплуатационные показатели на уровне прототипа. Из общих недостатков тракторов №3 и №4 были отмечены беззащитность водителя перед непогодой и отсутствие осветительных приборов.

Таким образом, трактор №3 не мог быть рекомендован к серийному производству и принятию на вооружение. Однако на основе полученных результатов конструирования и испытаний тракторов КПД и «Сталинец-3» работы по созданию быстроходной армейской версии челябинского трактора были продолжены и в конечном итоге привели к появлению достаточно удачной машины С-2.

В качестве прототипа серийной машины был окончательно утвержден трактор №4. 15 мая 1933 г. с конвейера ЧТЗ сошел первый серийный «Сталинец» С-60.

ТТХ трактора «Сталинец» №3 по данным госиспытаний 1932 г.

Марка трактора

Сталинец

Год изготовления

1931

Мощность двигателя, л.с.

60

Габаритные размеры, мм:

длина

4010

ширина

2440

высота

2760

клиренс

385

высота тягового крюка над землей

500

Вес (без водителя), кг

9935

Скорости движения, км/ч:

1-я скорость

3,3

2-я скорость

5,2

3-я скорость

7,8

4-я скорость

13,0

задний ход

4,4

Число оборотов при максимальной мощности, об/мин

650

Тип топлива

Бензин и лигроин

Тип карбюратора

Энсайн АА

Способ подачи топлива

Вакуум-аппарат

Запас топлива, л

352

Система смазки

Коренные и шатунные подшипники от шестеренчатого насоса. Цилиндры, поршни, пальцы, подшипники кулачкового вала, кулачки и толкатели - рабрызгиванием.

Тип радиатора системы охлаждения

Трубчатый

Зажигание

Магнето

Сцепление

Сухое однодисковое

Тип коробки передач

Шестеренчатая

Передача на ведущие колеса

Коническими и тарельчатыми шестернями и многодисковыми фрикционами

Тип трака гусеничного движителя

Стальные с несъемными шпорами

Число траков гусеничного движителя, мм

33x2

Опорная длина гусеницы, мм

2500

Удельное давление на грунт, кг/см2

0,46

Система подрессоривания

Пружины

Ширина хода, мм

2250

Ширина колеи, мм

1845

Литература

1. Бухарин Н.А. Современные тракторы. Устройство и эксплуатация. —М.-Л., 1931.

2.  Львов Е.Д. Тракторы. Их конструкция и расчет. Общий обзор современных конструкций. Конструкция и расчет двигателя - М.- Л., 1933.

З. Львов Е.Д. Тракторы. Их конструкция и расчет. Специальные и установочные детали двигателей. Конструкция и расчет деталей шасси тракторов. -М.-Л., 1933.

4. Комаров Л.С., Ховив Е.Г., Заржевский Н.И. Летопись Челябинского тракторного. - Профиздат, 1972.

Оглавление