Испытания трактора №4.
По итогам испытаний было составлено заключение:
«Трактор «Сталинец 3» имеет все преимущества тракторов «Катерпиллер»:
1. Хорошую проходимость по мягким грунтам и песку. Со 155 мм пушкой легко преодолевает пески, где пушка погружается до 50 см.
2. Удобен и прост в управлении и обслуживании.
3. Скорости на грунтовых дорогах все четыре легко используются. По ровной дороге трактор может все время итти на четвертой передаче, в худших местах на третьей и лишь в особо трудных условиях на второй или первой передаче, но увеличение скоростей повлекло за собой следующее:
а) пробуксовывание дисков фрикционов, чем нарушается управление,
б) срезывание болтов направляющих передних колес гусениц, особенно по дорогам с твердым покрытием,
в) тоже болтов на соединительных траверсах рам гусениц и даже поломку этих траверсов,
г) поломку кронштейнов бензобака, разрыв бензопроводов, ослабление швов и заклепок бензобака,
д) если бы была на машине крыша типа «Катерпиллер», то она бы быстро поломала кронштейны от тряски.
Трактор «Сталинец» с четырехскоростной коробкой передач является хорошим типом трактора для перевозки тяжелых орудий Артиллерии Резерва Главного Командования, но при условии увеличения прочности указанных слабых деталей и обязательного введения съемных или постоянных резиновых башмаков на гусеницы для езды по твердым дорогам, без каковых по таким дорогам его пускать нельзя».
Окончательный вывод о принятии на вооружение быстроходной версии трактора предстояло сделать на основании результатов зимних испытаний. На эти испытания поступили «Сталинец» №3 с четырехскоростной коробкой скоростей и образец №4, подобный американскому прототипу, но без установки тента. Испытания проходили в Подмосковье совместно с «Sixty», трактором КПД конструкции АТТБ ОГПУ и некоторыми другими.
При движении на малых скоростях трактор №3 не вызвал серьезных нареканий. Однако с ростом скорости движения полностью повторились все выявленные летом дефекты: были срезаны болты в направляющих ленивцев, поломаны кронштейны бензобака, а в самом бензобаке от тряски образовалась течь. «Эти же неисправности сразу вывели трактор из строя при настоящем пробеге по мерзлому шоссе. Трактор «Катерпиллер-американский», шедший со средней скоростью 4 км/ч, никаких поломок не имел».
Если первоначально низкая надежность «Сталинца-3» могла объясняться недостатками изготовления первых, пока еще опытных, тракторов, то теперь уже было очевидно, что речь шла о конструктивном несовершенстве машины.
Трактор №4 в целом продемонстрировал удовлетворительную надежность и основные эксплуатационные показатели на уровне прототипа. Из общих недостатков тракторов №3 и №4 были отмечены беззащитность водителя перед непогодой и отсутствие осветительных приборов.
Таким образом, трактор №3 не мог быть рекомендован к серийному производству и принятию на вооружение. Однако на основе полученных результатов конструирования и испытаний тракторов КПД и «Сталинец-3» работы по созданию быстроходной армейской версии челябинского трактора были продолжены и в конечном итоге привели к появлению достаточно удачной машины С-2.
В качестве прототипа серийной машины был окончательно утвержден трактор №4. 15 мая 1933 г. с конвейера ЧТЗ сошел первый серийный «Сталинец» С-60.
ТТХ трактора «Сталинец» №3 по данным госиспытаний 1932 г. |
|
Марка трактора |
Сталинец |
Год изготовления |
1931 |
Мощность двигателя, л.с. |
60 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина |
4010 |
ширина |
2440 |
высота |
2760 |
клиренс |
385 |
высота тягового крюка над землей |
500 |
Вес (без водителя), кг |
9935 |
Скорости движения, км/ч: |
|
1-я скорость |
3,3 |
2-я скорость |
5,2 |
3-я скорость |
7,8 |
4-я скорость |
13,0 |
задний ход |
4,4 |
Число оборотов при максимальной мощности, об/мин |
650 |
Тип топлива |
Бензин и лигроин |
Тип карбюратора |
Энсайн АА |
Способ подачи топлива |
Вакуум-аппарат |
Запас топлива, л |
352 |
Система смазки |
Коренные и шатунные подшипники от шестеренчатого насоса. Цилиндры, поршни, пальцы, подшипники кулачкового вала, кулачки и толкатели - рабрызгиванием. |
Тип радиатора системы охлаждения |
Трубчатый |
Зажигание |
Магнето |
Сцепление |
Сухое однодисковое |
Тип коробки передач |
Шестеренчатая |
Передача на ведущие колеса |
Коническими и тарельчатыми шестернями и многодисковыми фрикционами |
Тип трака гусеничного движителя |
Стальные с несъемными шпорами |
Число траков гусеничного движителя, мм |
33x2 |
Опорная длина гусеницы, мм |
2500 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,46 |
Система подрессоривания |
Пружины |
Ширина хода, мм |
2250 |
Ширина колеи, мм |
1845 |
Литература
1. Бухарин Н.А. Современные тракторы. Устройство и эксплуатация. —М.-Л., 1931.
2. Львов Е.Д. Тракторы. Их конструкция и расчет. Общий обзор современных конструкций. Конструкция и расчет двигателя - М.- Л., 1933.
З. Львов Е.Д. Тракторы. Их конструкция и расчет. Специальные и установочные детали двигателей. Конструкция и расчет деталей шасси тракторов. -М.-Л., 1933.
4. Комаров Л.С., Ховив Е.Г., Заржевский Н.И. Летопись Челябинского тракторного. - Профиздат, 1972.