Оглавление

TrS60-65019.jpg

К концу 1920-х гг. на основании результатов испытаний было принято правительственное решение об организации в нашей стране производства копии американского трактора «Sixty». Под маркой «Сталинец» трактор предполагалось выпускать на вновь строящемся Челябинском тракторном заводе.

Выбор

Организации массового выпуска советской версии «Sixty» предшествовали отработка конструкции, совершенствование технологии производства и подготовка кадров. В Челябинске на территории недостроенного мясохолодильника в феврале 1930 г. началось строительство «Опытного завода Тракторстроя» (Челябтракторстрой). Возле холодильника были сооружены два барака: в одном из них разместились строители и хозяйственники, а в другом — инженеры. Позднее была добавлена пристройка. Позже, в годы войны, именно из этих барачных построек вырос завод №100 НКТП, а пока сотрудники, добираясь до предприятия, «ходили группами по пять-шесть человек, потому что в одиночку появляться около бараков Сибирского переезда было небезопасно».

Пуск опытного завода состоялся 7 ноября 1930 г. Предполагалось, что он должен был стать как бы заводом в миниатюре, с полным набором производственных участков, укомплектованных всеми видами оборудования, и с научно-исследовательской базой, но пока имелось лишь самое необходимое оборудование. Для изготовления части деталей и заготовок пришлось прибегнуть к помощи других предприятий.

Первый опытный трактор собрали 15 февраля 1931 г. и 27 апреля отправили в Москву для показа правительству. Следующий трактор был отправлен в Москву к лету, где он подвергся кратковременным испытаниям совместно с американским прототипом — «Sixty».

За океаном в это время не сидели сложа руки: фирма «Катерпиллер» серьезно пересмотрела конструкцию выпускавшихся моделей. Модернизированные тракторы получили двигатели более высокой мощности и новые коробки скоростей. У тракторов моделей «15», «20» и «25» имелась возможность путем смены шестерен (так называемая «третья специальная скорость») повысить скорость движения на 3-й передаче. Например, максимальная скорость трактора «15» при смене шестерен возрастала с 5,63 до 7,07 км/ч. Но монтаж и демонтаж коробок скоростей с заменой шестерен нельзя было назвать легко осуществимой операций. Несколько удачнее проблему быстроходности попытались решить в модели «35».

TrS60-65020.jpg TrS60-65021.jpg

Общий вид трактора «Сталинец-3».

«Сталинец-3» на испытаниях по буксировке артиллерийской системы.

Трактор «35» в основном был идентичен модели «30», но оснащался двигателем мощностью 46 л.с. и новой четырехскоростной коробкой передач, допускающими движение с максимальной скоростью до 7,4 км/ч. На смену модели «60» шли тракторы «65» и «70» (трактор «70» появился на рынке в 1932 г.), но подробную информацию по ним в период разработки фирма не предоставляла и от консультаций воздерживалась, поэтому первоначально сведения о перспективных американских моделях были самые противоречивые.

Трактор «Sixty», хотя и был весьма надежным и тяговитым, имел низкие скоростные показатели, что существенно ограничивало область его применения в военном деле и на некоторых транспортных работах. Это побудило организовать проектные работы по созданию его скоростной модификации. Их вели коллективы АТТБ ОГПУ и Опытного завода тракторстроя, где приступили к проектированию скоростной версии трактора на основании немногих имевшихся данных об американских «15», «20, «25» и «35».

Оглавление