Трактор «Sixty» с артиллерийским поездом.
На основании результатов испытаний и опытной эксплуатации тракторов «30» военные поставили вопрос об организации их выпуска на отечественных заводах. В качестве предполагаемой производственной базы рассматривался намечаемый к постройке Харьковский тракторный завод.
Но к этому времени фирма Caterpillar уже начала выпуск новой модели трактора — марки «60» («Sixty»), имевшего двигатель вдвое большей мощности. Трактор «60» обладал существенно более высокими тяговыми показателями и более высокой надежностью, хотя его скоростные показатели несколько снизились. В отличие от модели «30», двигатель и трансмиссия трактора «60» монтировались на клепаной раме. Амортизация осуществлялась при помощи поперечной стальной литой балки, опирающейся через винтовые рессоры на передние части рам гусеничного хода.
Как и «Thirty», «Sixty» приобретались для нужд народного хозяйства и военного ведомства. Трактор неоднократно подвергался различным испытаниям, неизменно демонстрируя высокие эксплуатационные параметры. Военные отмечали: «Прочен и прост, удобен в обращении и обслуживании. Высокая проходимость. Исключительно надежно работает мотор в различных условиях, независимо от продолжительности беспрерывной работы. Доступ к мотору легче, чем у Коммунара... Трактор может надежно работать в любых погодных условиях с грузом до 11-12 тонн».
Однако имелись у «Sixty» и недостатки:
«1. Малая скорость - 5,9 км/ч.
2. Громоздкая крыша - кронштейны, крепящие ее, разбалтываются при движении по твердым грунтам.
3. Благодаря постоянному зацепу на гусеницах затрудняется движение по твердому грунту.
4. В помпе всегда остается вода». Впрочем, все дефекты рассматривались как незначительные. Дорожная сеть в нашей стране не была развита, и (особенно с учетом погодных условий) тракторы редко двигались по твердым грунтам. Громоздкие тенты, как правило, демонтировали.
Как исключительно мощная и надежная машина, трактор «Sixty» использовался для сопровождения различных испытаний, например, тягачей и артиллерийских систем. Так, в сентябре—октябре 1932 г. проводились государственные испытания гаубиц Б-4. В ходе испытаний лафет и орудийная повозка гаубицы раздельно буксировались серийным трактором «Коммунар» 3-90 и первым опытным образцом трактора «Коминтерн». На шоссе «Коминтерн» буксировал повозку со скоростью до 16,6 км/ч, но на песчаном грунте и заболоченных участках безнадежно буксовал. Для вытаскивания застрявшего лафета или повозки не всегда хватало даже двойной тяги «Коммунара» и «Коминтерна». Тогда на выручку приходил «Sixty».
В ходе проведенных испытаний и на основании опыта эксплуатации закономерно было принято решение об организации на вновь строящемся заводе в Челябинске производства советской версии трактора «Sixty».
Трактор «Sixty» на испытаниях зимой. |
Трактор «Sixty» на государственных испытаниях гаубицы Б-4. Сентябрь-октябрь 1932 г. |
Помощь в работе над статьей оказали М. Павлов и М. Соколов.
Литература
1. Известия Бюро по сельскохозяйственной механике. №2/14, 1/15,2/15.
2. Бухарин Н.А. Современные тракторы. Устройство и эксплуатация. -М.-Л.,1931.
3. Львов Е.Д. Тракторы. Их конструкция и расчет. -М.- Л. 1933.
4. Комаров Л. С., Ховив Е. Г., Заржевский Н. И. Летопись Челябинского тракторного. - Профиздат. 1972.