Общий вид казематной орудийной установки обр. 1932 г. на лафете «Красный Путиловец» со стороны амбразуры и каземата.
В 1932 г. был сформирован Забайкальский укрепленный район, первую линию укреплений которого построили к 1937 г. В 1939 г. было принято решение о строительстве новой линии укреплений. В 1941 г. Забайкальский УР переименовали в Борзинский УР и включили в состав Даурского УР.
В соответствии с Постановлением от 27 мая 1933 г. «О мероприятиях первой очереди по усилению ОКДВА» началось оборонительное строительство восточных рубежей, которое предусматривало возведение сооружений для укрепленных районов, дорог, бензохранилищ, складов, береговых батарей. Для развертывания оборонительных работ в конце января 1934 г. в состав ОКДВА влился отдельный корпус военно-строительных частей Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. В1939 г. продолжилось формирование Камчатского укрепленного района.
В 1938 и 1939 гг. на западной границе началось строительство еще восьми УРов: Островского, Себежского, Слуцкого, Шепетовского, Староконстантиновского, Остропольского, Каменец-Подольского. К сожалению, готовность линии укреплений в 1938 г. составила 45,5%, а в 1939 г. - лишь 59,2%.
Основу фортификационного оборудования (долговременной фортификации) укрепленных районов первого периода строительства составляли в основном пулеметные и частично орудийные ДФС, которые были вооружены казематными пулеметами «Максим» и казематными орудийными установками обр. 1932 г. на лафете «Красный Путиловец». В 1938-1939 гг. увеличилось количество орудийных (с противотанковым вооружением) ДФС и было проведено переоборудование пулеметных сооружений в орудийные (артиллерийские). Система противотанкового огня УР была эшелонирована по фронту и глубине. Получили развитие конструкции специального казематного пулеметного и артиллерийского вооружения (НПС-3, ДОТ-4, Л-17 и др.), сооружений ОПДОТ, АК и АПК. Активно велись разработки новых броневых артиллерийских и пулеметных башенных установок для ДФС укрепленных районов (БУР-45, БУР-76 и др.).
Однако в конце 1939 г. строительство почти прекратилось. Это было вызвано принятием и реализацией военно-политического решения в связи с изменением государственной границы СССР. Основные силы и средства бросили на подготовку и строительство укрепленной линии под неофициальным названием «Линия Молотова». Решением Главного военного совета Красной Армии от 15 ноября 1939 г. штатную численность войск старых УР сократили более чем на треть. С долговременных фортификационных сооружений некоторых УРов частично стали снимать артиллерийское вооружение, а другие ДОТы частично законсервировали.
Документы свидетельствуют, что сооружения, возведенные до 1939 г. в укрепленных районах на старых границах в ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО и КОВО, не были доведены до полной боевой готовности. Большое количество построенных ДФС не получило вооружения и оборудования. Однако в планах стратегической обороны считалось «необходимым довести...» построенные УРы «до полной боевой готовности, с тем чтобы они составили прочно укрепленный тыловой рубеж. К сожалению, некоторые начальники смотрели на укрепленные районы... как на отжившие и утратившие свое оперативно-тактическое значение», что привело в отдельных округах... к самостийному производству работ по консервации УР».
Начало строительства укрепленной «Линии Молотова» в 1939 г. на новой границе можно считать началом второго периода строительства. На востоке продолжилось формирование Камчатского укрепленного района (Камчатский оборонительный район (КОР) ДВФ).
При строительстве укрепленных районов на новой границе остро проявился дефицит казематных артиллерийских орудий. Этот вопрос частично решался путем снятия казематных орудий с ДФС, возведенных на старой границе, и установкой их во вновь возводимые сооружения. Для поддержания и обеспечения прочного укрепленного тылового рубежа на старой границе «Линии Сталина» было принято решение использовать танки и танковые башни. Тем более что к этому времени танкостроение в нашей стране достигло определенных успехов.
Основу танкового парка РККА к началу 1930-х гг. составлял легкий танк Т-18 (МС-1). Он серийно производился с 1928 по 1931 г. Было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. Они применялись в бою в конфликте на КВЖД. С 1931 г. основным танком становится Т-26, который был создан на основе английского «Виккерс 6-тонный» и находился в производстве до 1941 г.
Следует учитывать, что ограниченные возможности, весьма сжатые сроки оборонительного строительства и дефицитность брони не позволили в предвоенный период обеспечить поставку фортификационных бронебашен оригинальной конструкции в нужных количествах, а также разработку и производство специальных орудийно-артиллерийских установок для вооружения ДФС на наиболее ответственных направлениях.
В связи с этим было решено создавать бронебашенные установки с использованием танковых башен путем их переоборудования для эксплуатации в условиях стационарных фортификационных сооружений, возводимых на оборонительных рубежах. Это направление являлось наиболее перспективным и эффективным, особенно в условиях дефицита времени на подготовку пограничных рубежей к войне. Кроме того, оно обеспечивалось наличием массового производства танковых башен и возможностью использования «задела» и брака, являющихся неизбежными спутниками танковой промышленности.
Казематное 45-мм орудие ДОТ-4 ОПДОТ и 76-мм казематное орудие Л-17 АПК. Вид со стороны амбразуры.