По материалам РГВА подготовили к печати А. Кириндас и М. Павлов.
В феврале 1931 г. постановлением РВС на вооружение РККА приняли танкетку Т-27. Ее серийный выпуск был организован на нескольких предприятиях, что обусловило внесение изменений в конструкцию машин, связанных с местными производственными условиями. Опыт эксплуатации Т-27 показал необходимость совершенствования конструкции танкетки, разработки средств обслуживания и ремонта, а также создания приспособлений, расширяющих сферу ее использования.
Летом 1932 г. в Подмосковье состоялись испытания двух танкеток Т-27 (№131/2 и № 160/4), построенных на автомобильном заводе в Нижнем Новгороде (НАЗ). Испытания длились с 27 июня по 31 июля 1932 г. и сопровождались «длительными перерывами из-за ряда дефектов, имевшихся у машин и требующих ремонта».
Испытатели зафиксировали и устранили следующие недостатки:
«1. Требовалась подтяжка болтов всех агрегатов машины.
2. Постановка сети электрооборудования (не было проводки).
3. Течь бензино-проводов, поплавков карбюратора, а также у горловины бака, благодаря неверно вызженному отверстию в броне-крыше (смещение отверстия для горловин).
4. Требовалась правка тяги к рычагу скоростей, так как, ввиду ее неправильной выгнутости, шестерни не включались. Произведена правка тормозных тяг.
5. В процессе испытания были частые явления пробивки масла через прокладки соединения картера и коробки скоростей, а также среза шпильки, крепящей тягу муфты сцепления к валику ножной педали.
6. Качество выполнения всей конструкции недостаточное и желает много лучшего по сравнению со старыми выпусками машин Т-27 (например з-д №2)».
Помимо качества изготовления, у нижегородских Т-27 имелись и конструктивные особенности, главными из которых были пулеметная установка без бронировки и тормоза автомобильного типа «Форд-АА».
Тормоз танкетки Т-27 выпуска НАЗ.
Так, у Т-27 завода №2 тормозной барабан был отлит зацело с ведущим колесом, тогда как у танкетки выпуска НАЗ тормозные барабаны и ведущие колеса отливались отдельно и соединялись пятью гайками на болтах, ввернутых во фланец втулки, которая насаживалась на шпонку полуосей. Тормоза нижегородской Т-27 можно было регулировать изменением длины тяг, а также уравнительным кулачком тормоза.
Танкетка №131/2 была снята с испытаний как «требующая длительного ремонта», и испытания проводились на Т-27 №160/4. Для сравнительных испытаний были задействованы танкетки №452 и №1906 постройки завода №2, «причем с тормозными накладками не американского пр-ва».
Выпуск танкеток Т-27 в 1931—1934 гг. |
|||||
Завод |
1931 |
1932 |
1933 |
1934 |
Итого (добавлено мною, прим. ВВС) |
№2 ВАТО (№37) |
303 |
1610 |
919 |
14 |
2846 |
НАЗ (ГАЗ) |
— |
83 |
323 |
— |
406 |
Обуховский («Большевик») |
45 |
- |
- |
- |
45 |
Итого (добавлено мною, прим. ВВС) | 348 | 1693 | 1242 | 14 | 3297 |
Танкетки Т-27, построенные на автомобильном заводе в Нижнем Новгороде, на испытаниях. Лето 1932 г.