Оглавление

Одновременно Н.И. Смирнов просил у В.А. Малышева дать указание ЧКЗ о восстановлении двух танков «Объект 730» для обеспечения работ ОКБ, связанных с подготовкой производства, доработкой и совершенствованием существующей конструкции машины.

Однако для налаживания производства танков «Объект 730» на ЛКЗ (при оптимальном выпуске около 1200 машин в год) требовалось строительство нового механосборочного цеха площадью около 5000 м2 и сдаточного цеха площадью около 3000 м2, а также доукомплектование танкового производства металлорежущим оборудованием (до 300 ед.).

Одновременно для сохранения производства танковых запасных частей на существовавшем уровне (50 млн. руб. в год) также нужно было построить новый цех. Кроме того, необходимая база для организации производства танковых башен для танка «Объект 730» на ЛКЗ отсутствовала. Поэтому, по мнению руководства Министерства транспортного машиностроения, организация производства танков «Объект 730», требовавшая значительного объема капиталовложений, в ближайшее время на ЛКЗ была неосуществима. В ответном письме руководству ЛКЗ от 16 сентября 1953 г., подписанном Ю.Е. Максаревым, говорилось: «Предложение об организации в 1954 г. производства тяжелых танков «Объект 730» на Кировском заводе в г. Ленинграде не учитывает отсутствия необходимой базы для производства бронебашен и в ближайшие годы неосуществимо.

В целях дальнейшего развития танкостроения на Кировском заводе в.г. Ленинграде, Министерством предлагается организация на этом заводе производства самоходных установок на базе тяжелого танка «Объект 730», эскизный проект которых в настоящее время разработан Кировским заводом и рассмотрен в НТК ГБТУ».

Постановлением Совета Министров СССР №28601215 от 28 ноября 1953 г. танк «Объект 730» (и двигатель В12-5) был принят на вооружение Советской Армии под маркой Т-10247 с организацией его серийного производства на ЧКЗ.

Несмотря на общие усилия, в установленный срок ЧКЗ не смог изготовить десять танков ИС-8. Сборка машин была сорвана из-за задержки в поставке корпусов и башен с завода №200 и несвоевременной подачи на ЧКЗ до конца 1953 г. электроприводов ТАЭН-1.

Только в январе—феврале 1954 г. на ЧКЗ завершили сборку десяти танков Т-10 и сдали их на войсковые испытания. Затем с февраля 1954 г. завод перешел на выпуск артиллерийских тягачей («Объект 712») и только в сентябре того же года вновь вернулся к изготовлению Т-10. Техническую документацию на установочную партию Т-10 окончательно подготовили и утвердили в марте 1954 г.

СIV квартала ЧКЗ был вынужден параллельно с выпуском танков изготавливать узлы и детали арттягачей для Курганского машиностроительного завода, что мешало выполнению программы по танкам. Переход производства с арттягачей на танки, а также невозможность параллельного изготовления нескольких объектов на одних и тех же площадях, отсутствие специализированного оборудования требовали подключения в помощь танковому производству инструментальных и ремонтных цехов.

Производство танков Т-10 (как и арттягачей) осложнялось еще и тем, что конструкция машины не была полностью отработана. В чертежи постоянно вносились изменения, вызывавшие дополнительные трудности в изготовлении деталей.

Недостаточная оснащенность производства и необходимость в связи с этим изготовления деталей универсальным способом по временной маршрутной технологии требовала высокой квалификации рабочих, поэтому даже дополнительно привлеченная рабочая сила в цехах танкового производства не давала должного эффекта. Задерживало сборку танков также несвоевременное поступление на завод электроприводов ТАЭН-1 и пушек, а также ряд других причин. Тем не менее, завод постепенно набирал темпы по выпуску новой боевой машины.

На разработку конструкции танка Т-10 и доводку его узлов и агрегатов при подготовке к серийному производству в период 1949—1954 гг. по договорам с ГБТУ ВС было затрачено около 82 млн. руб.

Активное участие в работе над Т-10 приняли: от ЛКЗ — А.С. Ермолаев (ведущий инженер объекта), конструкторы Ф.А. Маришкин, В.И. Таротько, А.С. Шнейдман, Г.А. Серегин, Г.А. Турчанинов, Ф.Г. Коробко и начальник расчетной группы Л.Г. Купчин; от ЧКЗ — главный конструктор П.П. Исаков (руководил проектными и расчетными работами при создании ряда узлов машины и участвовал в освоении их производства).

По сравнению с серийным ИС-4 в танке Т-10 благодаря улучшенной компоновке, а также за счет более совершенного дифференцирования брони, удалось уменьшить массу до 50 т без значительного снижения уровня защиты лобовой части корпуса и башни от обычных средств поражения. Снижение массы танка, применение мощного двигателя, усовершенствованной трансмиссии и улучшенной ходовой части позволило повысить подвижность тяжелой машины до уровня средних танков.

Конструктивными особенностями Т-10 стали применение электромеханического досылателя снарядов и гильз, гнутых бортовых листов корпуса, планетарной трансмиссии с механизмом поворота типа «ЗК» и гидросервоуправлением, новой конструкции пучковой торсионной подвески, а также размещение гидроамортизаторов в балансирах опорных катков.

SuSchwPz295.jpg

Серийный танк Т-10 («Объект 730»), принятый на вооружение в ноябре 1953 г.


247 В связи со смертью И. В. Сталина в марте 1953 г. высшее политическое руководство страны отказалось от присвоения образцам боевой техники имен государственных деятелей и, в частности, И.В. Сталина. По мнению авторов, принятое нейтральное наименование танка Т-10 объясняется тем, что он стал десятым по счету (начиная с Т- 35) тяжелым танком, принятым на вооружение и состоявшим в серийном производстве.

Оглавление