Оглавление

SuSchwPz205.jpg SuSchwPz209.jpg

Двухтактные дизели ДД-1 и ДД-2 (поперечный разрез).

SuSchwPz206.jpgSuSchwPz207.jpg

Дизель ТД.

Необходимо отметить, что для использования в танках ИС-7 обр. 1946 и 1947 гг. предполагались и двухтактные дизели конструкции харьковского завода №75. Так, для танка ИС-7 обр. 1946 г. планировался к применению двухтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель ДД-1 мощностью 735 кВт (1000 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 мин-1, Технический проект двигателя с двумя объемными нагнетателями типа  РУТ (конструктор — А.А. Куриц, ведущий инженер — Г.А. Волков) был готов в феврале 1945 г. В июне того же года проект поступил на рассмотрение в Наркомат танковой промышленности, где был одобрен для изготовления опытных образцов. Рабочие чертежи двигателя выпустили в июне—октябре 1945 г. Дизель имел габариты: длина — 1700 мм, ширина — 1150 мм и высота — 950 мм. Однако, как указывалось ранее при испытаниях опытного отсека двигателя в 1946 г. заданного расхода топлива получить не удалось, и работы по нему были прекращены.

В начале июня 1947 г. в адрес ЛКЗ с завода №75 для увязки перспективной проектной работы с реальными потребностями, поступили ориентировочные технические условия на проектирование двухтактного дизеля мощностью 882—1103 кВт (1200—1500 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800—2000 мин-1, разработка которого (в продолжение создания двухтактных дизелей) велась в КБ завода (отдел 1600) в соответствии с приказами Министра транспортного машиностроения № 107 от 23 апреля и №346 от 22 мая 1947 г.

Новый дизель получил марку ДД-2234 и имел габариты, аналогичные двигателю ДД-1, и те же конструктивные решения. Продувка также осуществлялась нагнетателем типа РУТ с винтовыми роторами при их расположении в развале цилиндров, а для повышения мощности (форсирования) двигателя дополнительно был введен турбонагнетатель на первую ступень наддува. Несмотря на прекращение работ по танку ИС-7 в феврале 1949 г. отработка рабочих чертежей дизеля ДД-2, изготовление и испытания его опытных образцов с доводкой конструкции, продолжались до 1952 г. и были прекращены с созданием двухтактного дизеля новой конструкции, предназначавшегося для опытного среднего танка «Объект 430».

Кроме того, в соответствии с постановлением СНК СССР № 2840-822 от 6 ноября 1945 г. завод №800 Министерства транспортного машиностроения и ОКБ-30 Министерства внутренних дел (начальник ОКБ — В. Храмцов) должны были разработать, изготовить и провести испытания опытных образцов дизеля ТД мощностью 882—956 кВт (1200—1300 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2300—2400 мин-1 с гарантийным сроком службы не менее 300 ч. Этот двигатель также предполагалось использовать в танке ИС-7. Технический проект дизеля ТД был утвержден в Министерстве транспортного машиностроения 25 ноября 1946 г. Согласно проекту, этот двенадцатицидиндровый V-образный дизель с объемным нагнетателем имел удельный расход топлива 160—170 г/л.с. ч и габариты: длину — 1722 мм, ширину — 980 мм и высоту — 1005 мм. Всего предполагалось выпустить пять опытных образцов. Однако в установленный срок завод №800 этого правительственного задания не выполнил.

Первый образец дизеля ТД изготовили только в мае, а второй — в сентябре 1951 г. Поскольку при проведении стендовых испытаний у обоих двигателей вышли из строя чугунные блок-картеры, испытания, а затем и дальнейшие работы по ним, были прекращены.

Кроме того, в соответствии с указаниями Министерства транспортного машиностроения группа конструкторов филиала Опытного завода №100 в 1948 г. приняла непосредственное участие в разработке для танка ИС-7 на заводе №500 МАП дизеля ТД-511. Был выполнен технический проект и выпущены рабочие чертежи двигателя, однако завод №500 МАП так и не приступил к его изготовлению. В результате в январе 1949 г. данная тема Министерством транспортного машиностроения была исключена из плана НИОКР филиала Опытного завода №100.

SuSchwPz208.jpgSuSchwPz210.jpg SuSchwPz211.jpg SuSchwPz212.jpg
SuSchwPz213.jpg SuSchwPz214.jpg SuSchwPz215.jpg SuSchwPz216.jpg

Варианты воздухоочистителей, испытывавшихся для танка ИС-7 в 1947— 1948 гг.  Верхний ряд (слева направо): 260-07-сб140 141 с фильтраксом, ЭПС-1 ,ЭПС-2, ЭМ-1; нижний ряд: ЭМ-2, ЭМ-3, ЭС-3, 260-07-сб5 (с закрытой масляной ванной).

Большое внимание при совершенствовании различных систем силовой установки танка ИС-7 отводилось вопросам воздухоочистки. Первоначально, в начале 1947 г. ОГК филиала Опытного завода №100 занимался созданием воздухоочистителя применительно к двигателю ТД-30. После того как было принято решение об использовании в танке дизеля М-50Т, для него разработали новый инерционно-фильтрующий воздухоочиститель. Стендовые и предварительные ходовые испытания показали, что в основном параметры воздухоочистителя были выбраны правильно и обеспечивали двигатель очищенным от пыли воздухом. В течение 1947 г. лаборатория воздухофильтров филиала Опытного завода №100 провела ряд весьма актуальных НИР по испытаниям и доводке пяти опытных образцов воздухоочистителей для танка ИС-7. В результате испытаний различных образцов, один из них (260-07-сб140) был принят для установки в танк ИС-7. Дальнейшие исследования по совершенствованию конструкции воздухоочистителей продолжили в 1948 г.

Кроме того, на основе материалов испытаний в лаборатории были проведены работы по созданию малогабаритных воздухофильтров со сроком работы (без очистки), равным сроку службы двигателя. При этом в качестве фильтрующих материалов прошли испытания различные материалы (вельветон, замша, байка, фланель и др.), а также изготовлены и исследованы три экспериментальных образца сухих фильтров с двухступенчатой очисткой. Специалисты лаборатории разработали единую методику испытания воздухофильтров и способов получения стандартной пыли, спроектировали и выполнили монтаж установки для получения стандартной пыли.

 

234 Первоначально, в 1945—1946 гг., при создании целого ряда двухтактных V-образных дизелей (ДД-1 - ДД-5) в КБ завода №75 мощность двигателя ДД-2 планировалась 551 кВт (750 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1500 мин-1.

Оглавление