Мероприятия по повышению подвижности танка ИС-7 велись в направлении оснащения его более надежным в работе двигателем с совершенными системами обеспечения и агрегатами планетарной трансмиссии, многопучковой сосной торсионной подвеской с гидроамортизаторами, гусеницами с РМШ, а также создания удобства работы механика-водителя.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №935-288 от 9 апреля 1947 г. завод №500 МАП должен был отработать конструкцию дизеля ТД-30Б мощностью 882 кВт (1200 л.с.) и провести его государственные испытания на стенде и в эксплуатационных условиях на танке.
В целях выяснения влияния установки эжекторов на работу двигателя, особенно в части затраты мощности, на заводе №500 МАП провели испытания дизелей типа ТД-30 с наддувом (в четырех вариантах исполнения: наддув от двух турбокомпрессоров (ТК), наддув от двух ТК и приводного центробежного нагнетателя (ПЦН) с диаметром крыльчатки 250 мм, наддув от ПЦН с диаметром крыльчатки 250 мм и наддув от ПЦН с диаметром крыльчатки 275 мм) и без наддува.
Результаты испытаний показали, что наиболее оптимальным вариантом для наддува двигателя являлось использование приводного центробежного нагнетателя с диаметром крыльчатки 275 мм. При этом двигатель допускал глубокое дросселирование: 133 Па (1300 мм вод. ст.) на всасывании и 408 Па (4000 мм вод. ст.) на выпуске.
Одновременно в моторной лаборатории филиала Опытного завода №100 прошли испытания опытного дизеля ТД-30 с различными вариантами эжекторов для системы охлаждения танка ИС-7. Полученные результаты позволили окончательно определить основные параметры данной системы. По внешней характеристике эжекционная система охлаждения обеспечивала приемлемую работу двигателя по температурным режимам: по воде — на 100% и по маслу — на 70%.
Постановлением Совета Министров СССР №935-288 от 9 апреля 1947 г. завод №500 МАП также обязывался повысить мощность дизеля ТД-30Б до 1103-1471 кВт (1500-2000 л.с), изготовить, испытать и отработать конструкцию двигателя во II—III кварталах 1947 г. Тем не менее, по состоянию на 12 июля 1947 г., к этим работам на заводе так и не приступили. Несмотря на то, что ранее в своем письме №373 от 21 июня 1947 г. в адрес НТК ГБТУ ВС завод №500 МАП просил направить в помощь для выполнения данного задания из Министерства транспортного машиностроения 15 конструкторов сроком на четыре месяца.
В связи с этим Ж.Я. Котин обратился в Министерство транспортного машиностроения (к заместителю министра И.А. Лебедеву) с предложением обязать завод №500 МАП через Министерство авиационной промышленности или Совет Министров СССР выполнить поставленную задачу в установленный срок. В случае категорического отказа завода №500 МАП предлагалось передать работы по танковым дизелям заводу №800, а если и это не представлялось возможным — исключить эти темы из графика НИОКР филиала Опытного завода №100 на 1947 г. Таким образом, возникла реальная угроза срыва задания правительства по изготовлению трех опытных танков ИС-7 в 1947 г.
Испытания эжекторной установки на моторном стенде.
Исходя из сложившейся ситуации с отработкой дизеля на заводе №500 МАП и реально оценивая перспективу своевременного получения работоспособного двигателя, ЛКЗ и завод №800 подготовили совместное предложение, направленное на обеспечение соблюдения установленных сроков выпуска танка. Предполагалось выполнить новую компоновку МТО танка с учетом использования эжекционной системы охлаждения применительно к дизелю М-50. При этом предусматривалась доработка двигателя для форсирования его по мощности до 809 кВт (1100 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1850 мин1 и обеспечения его работы с сопротивлениями на всасывании и выпуске в соответствии с согласованными ТУ.
Изготовление 12 двигателей М-50 с внесением необходимых конструктивных изменений поручалось заводу №800. Во избежание путаницы, форсированный и приспособленный для установки в танк дизель М-50 получил обозначение К-800А. При этом в конструкцию М-50 внесли следующие изменения:
- сняли реверс и установили переходник от дизеля к коробке передач (стык дизеля с коробкой передач осуществлен по согласованному чертежу);
- установку амплидинного генератора, зарядного генератора, водяного насоса, центрифуги с нагнетающим маслонасосом выполнили аналогично дизелю К-800;
- ввели два стартера СТ-16;
- переделали всасывающие коллекторы, тройник подвода воздуха от ПЦН к всасывающим коллекторам и установили топливные фильтры;
- использовали входник ПЦН;
- установили выпускные коллекторы с двумя выходными горловинами на каждом блоке (выполнил ЛКЗ);
- перенесли привод к тахометру на левый блок цилиндров с выводом в горизонтальной плоскости перпендикулярно распредвалу;
- исключили поручни на крышках головок;
- полость одного из откачивающих насосов соединили с картером (для обеспечения откачки масла при наклоне корпуса танка вперед).
Все изменения и габаритный чертеж дизеля К-800А были предварительно согласованы с ЛКЗ. Одновременно на стенде ЛКЗ под руководством работников завода №800 провели предварительные испытания дизеля М-50 на форсированном режиме в соответствии с ТТТ ЛКЗ.
Учитывая жесткие сроки поставки первых двух дизелей К-800А (10 мая 1947 г.), к их изготовлению на заводе №800 приступили немедленно, не дожидаясь окончания стендовых испытаний. Срок поставки остальных десяти двигателей определялся по согласованию с ЛКЗ (испытания двигателей на гарантийный срок службы предписывалось провести на четвертом — пятом образце). При согласовании ТТТ в Министерстве транспортного машиностроения и НТК ГБТУ ВС в апреле 1947 г. двигателю К-800А была присвоена марка М-50Т
Необходимо отметить, что в ходе работ по ТД-30Б главный конструктор завода №500 МАП В.М. Яковлев обратился в НТК ГБТУ ВС с просьбой об изменении некоторых пунктов ТТТ на данный двигатель, в том числе и пункта о гарантируемом заводом сроке его работы в танке, в сторону уменьшения — с 300 до 100 ч.