Дистанционное управление по вертикали до +40° производилось с помощью электропривода с червячным редуктором, обеспечивавшего скорость наводки 30 град./с.
При переходе на ручное управление второй заряжающий открывал загрузочный люк башни и переводил установку из походного положения в боевое (при этом исполнительный электродвигатель вертикальной наводки отключался).
Стрельбу из пулемета по воздушным и наземным целям в режиме ручной наводки вел заряжающий. Ручное управление позволило решить две задачи, которые не были реализованы в предыдущих вариантах234:
- стреляющий (заряжающий) находился внутри танка и был защищен со спины откинутой броневой крышкой загрузочного люка;
- по своей конструкции ручной привод установки был прост и надежен.
В случае выхода из строя электропривода, турельная установка с ручным приводом могла обеспечить ведение стрельбы как по наземным, так и воздушным целям.
К недостаткам данной установки относилась необходимость изменения существующей конструкции и габаритов загрузочного люка (с размеров 650x900 мм до 450x700 мм), что приводило к затруднениям при выеме из машины этажерок механизма заряжания (требовалась разборка и снятие турели), а также малый боекомплект патронов на установке и дополнительная проработка системы электрооборудования машины и аппаратуры управления огнем.
Тем не менее, при рассмотрении пулеметного вооружения машины в декабре 1948 г. комиссией из представителей НТК БТ и MB ВС, ГАУ ВС и ОГК Министерства транспортного машиностроения одобрила этот проект зенитной установки и включила его в тематический план НИР на 1949 г.
В случае использования на танке зенитных пулеметных установок с крупнокалиберными пулеметами (КПВ-44 или Ш-3) как с дистанционным, так и ручным управлением, для обеспечения высокой плотности пулеметного огня при стрельбе назад и вкруговую (при повороте башни) была введена установка двух башенных 7,62-мм пулеметов РП-46 (на левом и правом бортах башни в кормовой части) с механизмами пневмоперезарядки и электроспусками. Оси стволов пулеметов были параллельны оси канала ствола пушки. Дистанционное управление пулеметами осуществлял командир танка.
При отработке установки курсовых пулеметов РП-46 рассматривались вопросы удобного и быстрого их монтажа и демонтажа, сбора отработанных лент, броневой защиты выступающей части кожуха ствола (для исключения поражения его осколками и пулями), обеспечение стрельбы вперед по курсу танка с передачей управления механику-водителю (при этом выверка осей стволов пулеметов относительно оси танка должна была быть выполнена со сведением в их одну точку, удаленную от машины в диапазоне от 100 до 1000 м), введения механизмов электро- или пневмоперезарядки (в случае несвоевременной подачи на ЛКЗ этих механизмов предусматривалась установка на первых опытных образцах только тросовой перезарядки).
Большие трудности пришлось преодолевать ОГК филиала Опытного завода и ЛКЗ по оснащению опытных образцов танка ИС-7 приводами автоматизированной наводки и механизмами заряжания основного оружия. Согласно решению правительства проектирование и изготовление механизма заряжания было возложено на НИИАВ MB, а электроприводов наводки пушки и башни — на ВЭИ МЭП.
Первый комплект системы автоматизированного управления основного оружия ВЭИ сдал ЛКЗ к 30 декабря 1946 г. Монтаж оборудования системы непосредственно на танке ИС-7 (машина №02) представители ВЭИ совместно с ЛКЗ выполнили к 20 января 1947 г., а окончательную регулировку и предварительные испытания завершили 29 марта. В ходе предварительных испытаний специалисты ВЭИ выявили ряд дефектов. ЛКЗ, как заказчику, предстояло устранить заедание погона башни, перебрать погон командирского люка и отрегулировать фрикцион механизма поворота на расчетный момент. Кроме того, завод должен был снять с машины амплидин-генератор горизонтальной наводки башни и направить его в ВЭИ для ремонта.
Зенитная турельная установка 14,5-мм пулемета Ш-3 с дистанционным и ручным управлением.
ВЭИ, как исполнитель, должен был закончить регулировку и лабораторные испытания второго комплекта автоматизированных приводов башни и пушки к 25 апреля 1947 г., а завершить регулировку и лабораторные испытания его остальных двух комплектов —10 мая того же года. Окончательный монтаж, регулировка и испытания оборудования автоматизированных приводов бригаде ВЭИ предстояло выполнить во второй половине мая 1947 г.
При последующих заводских испытаниях автоматизированного привода танка ИС-7 выявилась недостаточность момента исполнительного двигателя горизонтальной наводки башни при работе в танке, поставленном на горку. При этом исполнительный электромотор мог преодолеть момент только равный приблизительно 0,9 кгс∙м, что являлось недостаточным. Приводной электромотор амплидин-генератора для горизонтальной наводки башни, использовавшийся одновременно и в качестве генератора, по своей мощности при работе в режиме двигателя от аккумуляторных батарей машины, также обладал недостаточной мощностью, и не мог обеспечить требуемых показателей. Было признано, что обеспечить технически сочетание функций приводного двигателя и генератора при заданных общих габаритах амплидин-генератора, на тот момент не представлялось возможным.
На техническом совещании по результатам испытаний и вопросам дальнейшего совершенствования и увязки схемы автоматизированного амплидинного электропривода конструкции ВЭИ для танка ИС-7, состоявшемся 5 июля 1947 г. в ОГК филиала Опытного завода №100 и ЛКЗ, было принято решение:
- на первые два опытных образца танка в 1947 г. установить автоматизированный электропривод ВЭИ, увязанный ЛКЗ с общей схемой управления огнем танка и с конструктивным изменением части аппаратуры, произведенной ЛКЗ;
- материалы по сочетанию схемы регулирования амплидинного электропривода ВЭИ со схемой управления огнем ЛКЗ направить в ВЭИ для окончательной корректировки и усовершенствования всей схемы;
- для проведения указанной работы заключить договора на доводку опытных образцов и изготовление установочной партии электропривода.
234 В установках с дистанционным управлением был предусмотрен вариант ручной наводки при стрельбе по воздушным целям, при этом стреляющий должен был выйти из танка и располагаться на съемном сиденье непосредственно на установке.