Технический проект 130-мм танковой пушки С-70, разработанный НИИАВ MB согласно постановлению СНК СССР №350-142 от 12 декабря 1946 г. был рассмотрен на совещании Арткома ГАУ ВС 21 июня 1946 г. Выявились некоторые отступления от ТТТ:
- снижение начальной скорости бронебойного снаряда из-за уменьшения длины нарезной части ствола на 160 мм (по сравнению со 130-мм пушкой С-26);
- ограниченные углы наводки — от -3 до +15° (вместо предусмотренных по ТТТ — от -7 до +20°);
- недостаточная скорость вертикальной наводки пушки от электропривода — от 0,05 до 3,5 град./с (вместо требуемой от 0,02 до 3 град./с);
- возможность механизированного заряжания без приведения к углу заряжания только для углов возвышения пушки от -3 до +8° (по ТТТ требовалось до +12°);
- применение сварки в соединениях отдельных деталей накатника и, как следствие, отсутствие для них разъемных соединений;
- недостаточная глубина лотков механизма заряжания, что могло привести к выпадению снаряда из лотка при стрельбе сходу.
Тем не менее, по результатам рассмотрения и обсуждения представленного технического проекта совещание приняло решение о целесообразности выпуска опытных образцов пушки С-70 с отдельными отклонениями от ТТТ и предложило НИИАВ MB в процессе их изготовления исправить выявленные конструктивные недостатки.
Несколько позже, 29 июня 1946 г. состоялось техническое совещание конструкторов ЛКЗ и НИИАВ MB по вопросам габаритно-массовым характеристикам пушки С-70, механизма заряжания и башни танка ИС-7. На совещании вновь отмечался ряд недостатков:
- увеличение объема гильзы на 0,5 л и удлинение осколочно-фугасного снаряда на 100 мм привело к росту массы артсистемы, а также габаритов и массы механизма заряжания и, в результате, — к увеличению габаритов и массы башни танка более чем на 1000 кг по сравнению с ранее согласованными характеристиками;
- несмотря на проведенные НИИАВ MB мероприятия по уменьшению массы качающейся части пушки С-70 на 150 кг и механизма заряжания на 50 кг, масса системы С-70 с механизмом заряжания (и башни в целом) являлась все же завышенной по сравнению с утвержденной постановлением СНК СССР №350-142;
- ОГК филиала Опытного завода №100 и ЛКЗ не получили от НИИАВ MB вовремя рабочие чертежи системы С-70 и механизма заряжания, что не дало возможности закончить макет и выпустить рабочие чертежи боеукладок в корме башни.
Принятое техническим совещанием решение обязывало НИИАВ MB выслать все указанные чертежи в адрес ЛКЗ не позднее 5 июля 1946 г., а 8 июля 1946 г. отправить на ЛКЗ недостающие расчетные данные по расходу воздуха (для продувки системы и обеспечения работы механизма заряжания). Данные по характеристике гальваноспуска пушки С-70 (время срабатывания, сила и направление тока) и по расчету люфтов подъемного механизма следовало представить ЛКЗ 5 июля 1946 г.
В свою очередь, ОГК филиала Опытного завода № 100 и Л КЗ совместно с НИИАВ MB предлагалось разработать стопор походного крепления артсистемы внутри башни, для чего НИИАВ MB на период с 10 по 31 июля 1946 г. откомандировывало на ЛКЗ своих конструкторов.
1 июля 1946 г. прошло совместное техническое совещание представителей конструкторских бюро ЛКЗ и НИИАВ MB по вопросу изменения ограждения пушки С-70 в связи с уменьшением габаритов башни. В протоколе совещания отмечалось:
- завышенная масса системы С-70 и механизма заряжания конструкции НИИАВ MB (как следствие, и башни в целом) против утвержденных ТТТ постановлением СНК СССР №350-142 потребовала проработки массовой характеристики машины. Предпринятая конструкторскими бюро ЛКЗ и НИИАВ MB попытка уменьшения массы боевого отделения без переделки узлов механизма заряжания, гильзоотражателя пушки и башни не дала необходимых результатов;
- для уменьшения массы башни и повышения ее бронестойкости, ОГК филиала Опытного завода №100 и ЛКЗ выполнил новую компоновку башни с уменьшенными габаритами установки артсистемы, что позволило уменьшить габариты башни по высоте и ширине, а также подать пушку назад на 90 мм относительно существующего варианта. Это позволило уменьшить высоту башни на 120 мм, ширину ее кормовой части — на 200 мм и длину носовой части — на 125 мм, а также улучшить бронестойкость башни, уменьшить неуравновешенность и ее массу в целом. Для реализации данного решения было необходимо уменьшить на 90 мм расстояние от оси башни до центра цапф пушки за счет переделки ее гильзоотражателя. Изменение конструкции задней части гильзоотражателя поручалось НИИАВ MB;
- окончательное согласование технических вопросов между конструкторскими бюро НИИАВ MB и ЛКЗ надлежало произвести не позже 15 июля 1946 г. (к указанному сроку НИИАВ MB командировало на ЛКЗ своего представителя);
- срок выпуска рабочих чертежей по переделке ограждения системы — 15 июля 1946 г.
Окончательное утверждение технического проекта 130-мм танковой пушки С-70 для изготовления опытных образцов состоялось 9 июля 1946 г. на частном совещании у председателя Арткома ГАУ ВС (генерал-лейтенант артиллерии А.Ф. Горохов). На это совещание от НИИАВ MB были представлены 49 листов чертежей общих видов и частей пушки, пояснительная записка и расчеты внутренней баллистики, моноблока ствола на прочность и противооткатных устройств. Несмотря на все предыдущие решения и согласования, проект имел следующие отклонения от ТТТ Арткома ГАУ ВС (№3415):
- баллистический расчет был выполнен без учета флегматизатора, а путь снаряда по каналу ствола укорочен на 1 калибр (относительно 130-мм пушки С-26) и, вследствие этого, получение заданной по ТТТ начальной скорости снаряда не обеспечивалось на величину около 1%;
- не разработан и не предусмотрен механизм для сбрасывания лапок экстрактора;
- расчетное время срабатывания электроспуска составляло 0,5 с (согласно графику скорострельности) вместо требуемого по ТТТ — 0,1с;
- углы наводки по вертикали находились в пределах от -3 до +15° (вместо требуемых по ТТТ от -7 до +20°)220;
- скорость вертикальной наводки пушки с использованием электропривода составляла от 0,05 до 3,5 град./с вместо требуемой от 0,02 до 3 град./с;
- не разработан вариант подъемного механизма с несамотормозящейся червячной парой;
- механизированное заряжание без приведения к углу заряжания обеспечено для углов возвышения пушки от -3 до +8° (по ТТТ необходимо до +12°);
- в проекте не представлена установка телескопического прицела и не проработано взаимное расположение маховиков механизмов наводки и окуляра прицела;
- расчетная часть проекта выполнена в недостаточном объеме: отсутствуют основные расчеты на казенник и ствол в целом, люльку, дульный тормоз, подъемный механизм. Не исследована возможность наложения 122-мм ствола с начальной скоростью снаряда 1000 м/с.
Кроме того, в предлагаемой конструкции пушки отмечались следующие недостатки:
- ручной спуск неудобен для пользования;
- крепление сектора подъемного механизма к люльке двумя болтами ненадежно;
- накатник разработан со сварными соединениями, что противоречит постановлению СНК СССР №2920-859 от 17 ноября 1945 г. и не удовлетворяет требованиям войсковой эксплуатации и ремонта;
- из общего времени продувания канала ствола, равного 2,42 с, на продувание после экстрактирования гильзы приходится только 0,42 с;
- стопор походного крепления пушки не обеспечивает необходимой быстроты подготовки орудия к бою (1—2 с) и неудобен для использования;
- глубина лотков механизированного заряжания недостаточная: при стрельбе сходу возможно выпадение снаряда из лотка от резких боковых толчков и при боковых кренах танка;
- усилие на рукоятке привода механизированной боеукладки при подаче снаряда с верхнего лотка на нижний велико (расчетное значение - 24,4 кгс).
220 Впоследствии это требование ГАУ ВС было снято, поскольку согласно ТТХ, утвержденной постановлением СНК СССР №350-142 от 12 февраля 1946 г., были заданы углы наводки пушки в вертикальной плоскости от -З до + 15°.