Оглавление

SuSchwPz127.jpg SuSchwPz130.jpg

Экспериментальная установка газовой турбины СД-1 на испытательном стенде. Май 1945 г.

Традиционные конструкции приводов к вентиляторам системы охлаждения танкового двигателя отличались сложностью конструкции, трудоемкостью в изготовлении и требовали значительных затрат мощности двигателя. Предложенная к реализации оригинальная конструкция эжекторной установки отличалась простотой и должна была полностью обеспечить охлаждение двигателя. Было спроектировано и испытано в стендовых условиях пять вариантов различных моделей эжекторов, что позволило выбрать оптимальную конструкцию, обеспечивающую на 10% более высокую свободную мощность для трансмиссии по сравнению с электромеханическим приводом системы охлаждения танка ИС-7.

Особый интерес к проводимым работам проявил главный конструктор завода №183 в Нижнем Тагиле А.А. Морозов. По предложению Ж.Я. Котина, лучшим решением было бы непосредственное личное ознакомление с ходом работ группы инженеров во главе с Морозовым при посещении ЛКЗ215.

Необходимо отметить, что при поиске приемлемых вариантов двигателя для тяжелого танка ИС-7 еще во второй половине 1945 г. рассматривали возможность создания газотурбинного двигателя. На перспективность данного направления указывали результаты испытаний экспериментальной установки газовой турбины с металлическим охлаждением СД-1216, проведенных на Опытном заводе №100 в Челябинске в течение 1944 г. и в период с февраля по май 1945 г. В разработке экспериментальной газотурбинной установки принимали участие инженеры Н.И. Коломиец, В.А. Мамонтов и М.И. Хомяков.

SuSchwPz128.jpg SuSchwPz129.jpg

Продольный разрез установки СД-1

Ротор экспериментальной установки газовой турбины СД-1.

По результатам испытаний установки СД-1 в условиях температуры газа на лопатках турбины порядка 1000—1200°С (в камере сгорания порядка 1200—1400°С) было сделано заключение о возможности создания компактного, малогабаритного, полностью уравновешенного, неприхотливого к топливу двигателя. Было рекомендовано для создания и успешного развития газовых турбин металлического охлаждения расширить объем опытных работ по определению всех свойств легкоплавких сплавов различных составов, пригодных для применения в качестве охладителя или смазывающего агента, и приступить к работам по выпуску опытных (лабораторного типа) образцов газовых турбин.

На основании материалов испытаний 7 сентября 1945 г. КБ турбинного производства ЛКЗ при участии филиала Опытного завода №100 приказом НКТП СССР была поручена разработка эскизно-технического проекта газовой турбины мощностью 1471 кВт (2000 л.с.) для тяжелого танка. Участие отдела главного конструктора ЛКЗ на данном этапе заключалось в подготовке материалов по основным параметрам установки и оценке отдельных параметров. Развертывание НИОКР в данном направлении впоследствии привело к созданию газотурбинного двигателя ГТД-1 для тяжелого танка «Объект 278».

Помимо газотурбинного двигателя, филиалом Опытного завода № 100 рассматривался вариант использования в танке ИС-7 паросиловой установки. Для эскизного проекта такой установки в ОКБ была организована НИР по выбору основных параметров ее агрегатов, а также велась подготовка к испытаниям макета установки ПД-1.

31 июля 1946 г., в связи с невыполнением сроков по изготовлению опытных образцов ИС-7, вышло постановление Совета Министров СССР №1670-740, которым устанавливался новый срок разработки технического проекта танка, изготовления опытных образцов и проведения испытаний — 1 сентября 1946 г. Однако и в этот срок ЛКЗ уложиться не смог.

К сборке двух опытных образцов танка ИС-7 («Объект 260») №01 и №02 на ЛКЗ приступили только 1 августа 1946 г. после поставки корпусов машины с Ижорского завода.

15 сентября 1946 г. на филиал Опытного завода №100 с завода №77 поступила спаренная установка двигателей 2В16, испытаниями и доводкой которой пришлось заниматься ленинградским специалистам. Для этих целей завод специально изготовил и смонтировал новое стендовое оборудование. В процессе стендовых испытаний, начатых 5 ноября 1946 г., выявились серьезные дефекты двигателей, вызванные их недоработкой на заводе №77. Основным из них являлись:
-  плохой пуск левого двигателя (недостаток даже был отмечен в его заводском паспорте);
-  отсутствие прокачки воды в левом двигателе;
-  низкое давление масла в главной магистрали правого двигателя;
-  некачественные места подсоединения к масляным насосам и течи масла;
-  недопустимо плохая регулировка равномерности загрузки как между двигателями, так и блоков в пределах одного двигателя, что не позволяло нагружать двигатели до полной мощности;
-  разрегулировка механизма блокировки вследствие температурных расширений;
-  неустойчивая работа двигателей на режиме малого газа.

Устранение выявленных недостатков потребовало большой и кропотливой работы. Однако 14 декабря 1946 г. в конце пятичасовой программы обкатки спаренной установки произошла авария из-за выхода из строя подшипника редуктора левого двигателя, и испытания были прекращены217, В своем отчете филиал Опытного завода № 100 по итогам работы за 1946г. отметил полную конструктивную недоработанность и непригодность спарки двигателей 2В16 массой 2900 кг для монтажа в танке.


215  Впоследствии в 1949 г. по личному указанию В.А. Малышева всю отработанную чертежно-техническую документацию по эжекционной системе охлаждения двигателя передали в конструкторское бюро А.А. Морозова.

216 Работы по данной установке велись на Опытном заводе №100 с 1943 г. по инициативе капитана госбезопасности А.В. Авакова с целью выявления эффективности и работоспособности предложенной им системы охлаждения циркулирующим легкоплавким высококипящим металлическим сплавом деталей, работавших в среде с высокой температурой.

217 14 января 1947 г. были начаты испытания второй спаренной установки двигателей 2В16, которые также прекратили на обкаточном режиме из-за заедания подшипников привода генератора.

Оглавление