При исследовании системы охлаждения агрегатов танка ИС-4 также были выявлены следующие конструктивные и технологические недоработки:
- недостаточное предохранение кромок ребер (пластин) от смятия у воздушно-водяных и воздушно-масляного радиаторов;
- большие зазоры между перегородками и концевыми пластинами, превышавшие отверстия для слива в воздушно-водяных радиаторах, создававшие закорачивание ходов радиаторов;
- наличие в трубках воздушно-водяных и воздушно-масляного радиаторов большого количества капель и наплывов припоя, уменьшавших проходные сечения трубок;
- наличие большого количества щелей и отверстий в подвентиляторных и подрадиаторных коробках, уменьшавших расход воздуха через радиаторы.
По результатам проведенных исследований НИИБТ полигон выработал ряд мероприятий для устранения недостатков. Так, например, для устранения недостатков воздушных трактов танка ИС-4 предлагалось:
- установить спрямляющий аппарат, разработанный и предложенный ЦАГИ в 1949 г. для опытного танка «Объект 730» (с целью уменьшения заброса нагретого воздуха, выходившего из вентиляторов к входным решеткам воздушного тракта);
- разработать надежную конструкцию уплотнений между радиаторами и входными броневыми решетками и установить входные броневые решетки, предложенные ЦАГИ по результатам испытаний воздушного тракта и вентиляторов системы охлаждения танка ИС-4 в 1947 г. (для улучшения скоростных полей потока охлаждающего воздуха на входных броневых решетках);
- удлинить выпускные патрубки в пределах габарита танка (для ликвидации заброса отработавших газов двигателя к задним входным решеткам);
- установить надгусеничные полки с подкрылками и щитками, надежно отбивавшими пыль, поднимаемую гусеницами танка спереди, с бортов и с кормы (для уменьшения запыленности боевого отделения);
- изменить направление тяги вентилятора на крыше башни и установить дополнительно два вентилятора на моторной перегородке в нишах корпуса с общим направлением тяги всех трех вентиляторов в моторное отделение (для улучшения вентиляции боевого отделения);
- выполнить надежную изоляцию радиаторных отсеков с герметизацией моторной перегородки (для обеспечения более равномерных полей скоростей потока воздуха перед фронтами радиаторов, устранения поступления нагретого воздуха из моторного отделения к радиаторам и отсоса воздуха от передних радиаторов в воздухоочистители и снижения разряжения в боевом отделении).
Для устранения недостатков жидкостного тракта системы охлаждения двигателя, рекомендовалось:
- увеличить радиусы кривизны колен и проходные сечения водяных трубопроводов;
- изменить конструкцию входа охлаждающей жидкости на левом заднем воздушно-водяном радиаторе;
- установить анероидный паровоздушный клапан или увеличить давление открытия парового клапана существующей конструкции до 68,6-98,1 кПа (0,7-1,0 кгс/см2).
При разработке новых конструкций танков (с целью исключения недостатков, выявленных в системе охлаждения танка ИС-4) предлагалось выполнение следующих конструктивных мероприятий:
- располагать и конструировать отверстия воздушного тракта с учетом внешних воздушных потоков во избежание образования пылевой зоны вокруг башни и корпуса танка;
- обеспечивать надежное бронирование входов и выходов воздушного тракта, не уступавшее по защитным свойствам окружающей броне;
- обеспечивать постоянное передаточное число привода масляного насоса трансмиссии, не зависящее от изменения передаточного числа трансмиссии.
Проведенные исследования предопределили перевод систем охлаждения двигателей тяжелых танков с вентиляторной на эжекционную.
Непрерывно велись исследования по обеспечению надежной работы планетарной трансмиссии в пределах гарантийного километража. Так, например, в течение марта 1949 г. ЧКЗ испытаниями на пяти танках ИС-4 провел проверку 30 конструктивных мероприятий, внедренных в конструкцию трансмиссии. К числу основных из них относились:
- устранение износа и разрушения игольчатых подшипников сателлитов (ввели: масляный насос повышенной производительности, дополнительный подвод смазки к планетарному ряду трехскоростного редуктора и рядам мультипликатора, трассу охлаждения планетарной трансмиссии с трубками увеличенного диаметра, азотирование сателлитов, слив загрязненного масла в картер трансмиссии);
- исключение наволакивания металла на малый барабан и пробуксовки фрикциона трехскоростного редуктора (ввели: блокировку педали газа с педалью трансмиссии, тормозную ленту тормоза третьей-шестой передач с увеличенным углом охвата барабанов, уширенную до 115 мм вместо 85 мм с колодкой, изготовленной из фосфористого чугуна; увеличили опережение включения трехскоростного редуктора).
Повысили надежность работы бортовых редукторов за счет использования подшипников с монолитными сепараторами. Кроме того, улучшили уплотнения концевых подшипников, ведущего валика, ввели фосфатирование шестерен, установили отражательный щиток между бортовым редуктором и ведущими колесами.
Помимо планетарной механической трансмиссии, на ИС-4 предполагалось использовать и гидромеханическую трансмиссию. Техническим проектом такой трансмиссии занимались на ЧКЗ под руководством А.Д. Крюкова. В 1947 г. осуществили подбор материала и предварительную проработку трансмиссии. Результаты этих исследований впоследствии использовали при создании гидромеханической трансмиссии танка «Объект 266».
Кроме того, продолжались исследования по электротрансмиссии. Велась разработка эскизно-технического проекта, а также планировалось изготовление и испытание опытного образца в III—IV кварталах 1947 г. (ответственный — Л.Б. Тевелев). Под руководством Л.Б. Тевелева также занимались эскизно-техническим проектом автоматизации управления танком ИС-4 (IV квартал 1947 г.) с представлением его 15 декабря того же года. Дальнейшие работы в данном направлении были продолжены применительно к опытному танку «Объект 260».
Во втором полугодии 1945 г. на Опытном заводе №100 изготовили и испытали различные штампованные и литые траки, выполненные из различных марок сталей 40Г, 35ХГ2, ТВ, ТВ-2, ТВМ и КДЛВТ. На основании результатов длительных испытаний лучшими были признаны штампованные траки из стали ТВМ. Впоследствии разработали и изготовили гусеницу с сайлентблоками для танков «Объект 701»и «Объект 705» (руководитель работ — Г.С. Яковлев). В1946 г. завершили и внедрили в производство результаты изысканий по новой износоустойчивой марке стали для траков гусениц танков, что позволило в несколько раз повысить их надежность.
В 1947 г. Опытный завод №100 изготовил для ИС-4 опорные катки с внутренней амортизацией (руководитель — Г.С. Яковлев), которые в феврале 1948 г. установили на одной из заводских машин для проведения испытаний. Однако, несмотря на отработку такой конструкции опорных катков, они так и не были внедрены в серийное производство.
Весной 1948 г. в соответствии с приказом начальника ГБТУ ВС генерал-лейтенанта танковых войск Б.Г. Вершинина НИИБТ полигоном были проведены испытания снегоходных гусениц танка ИС-4, изготовленных ЧКЗ, с целью их производства и оснащения существующего парка боевых машин.
Танк ИС-4 со снегоходными гусеницами. НИИБТ полигон, 1948 г.