Выпуск серийных тяжелых танков в 1946—1965 гг. Таблица 63 |
||||||||||||||||||||||
Марка танка |
1945 IX-XII |
1946 |
1947 |
1948 |
1949 |
1950 |
1951 |
1952 |
1953 |
1954 |
1955 |
1956 |
1957 |
1958 |
1959 |
1960 |
1961 |
1962 |
1963 |
1964 |
1965 |
Всего |
ИС-3 («Объект 703») ЧКЗ |
830 |
600 |
1430 |
|||||||||||||||||||
ИС-4 («Объект701») ЧКЗ |
52 |
155 |
12* |
. |
219** |
|||||||||||||||||
ИС-4М («Объект 701М») ЧКЗ |
25 |
25 |
||||||||||||||||||||
Т-10 («Объект 730») ЧКЗ |
10 |
30 |
90 |
70 |
200 |
|||||||||||||||||
Т-10А («Объект 731») ЧКЗ |
30 |
20 |
50 |
|||||||||||||||||||
Т-10Б («Объект 733») ЧКЗ |
110 |
110 |
||||||||||||||||||||
Т-10М («Объект734») ЧТЗ |
100 |
120 |
220 |
|||||||||||||||||||
Т-10М («Объект 272») ЛКЗ |
74 |
30 |
50 |
90 |
60 |
304 |
||||||||||||||||
Т-10М («Объект 272») ЧТЗ |
113 |
102 |
100 |
100 |
80 |
60 |
555 |
|||||||||||||||
Т-10МК («Объект 272К») ЛКЗ |
35 |
35 |
10 |
10 |
90 |
|||||||||||||||||
Т-10МК («Объект 272К») ЧТЗ |
10 |
10 |
||||||||||||||||||||
Итого |
830 |
600 |
52 |
155 |
12 |
25 |
10 |
30 |
90 |
100 |
130 |
174 |
185 |
198 |
202 |
170 |
100 |
90 |
60 |
3213** |
||
* Машины с частично выполненным объемом работ по модернизации. |
В 1946 г. на вооружение Советской Армии поступил новый тяжелый танк ИС-4, разработка которого, как и танка ИС-3, началась еще в годы Великой Отечественной войны. Эта боевая машина создавалась в соответствии с ТТТ, заданными к новому тяжелому танку в последние годы войны, и в отличие от ИС-3 не являлась модернизацией танка ИС-2. Новый танк разрабатывался как наступательное оружие для прорыва подготовленной обороны противника и предназначался для уничтожения живой силы, огневых средств противника, а также для борьбы с его тяжелыми танками и артиллерией.
Танк ИС-4 выпускался на ЧКЗ в 1947—1949 гг. и за время серийного производства был подвергнут модернизации с изменением марки на ИС-4М. Небольшую партию танков ИС-4М завод изготовил в 1951 г. В том же году по доработанной технической документации ЧКЗ осуществил модернизацию всех ранее выпущенных машин,
Танк Т-10, принятый на вооружение Советской Армии в 1953 г., как и его последующие модификации Т-10А, Т-10Б и Т-10М, представлял собой дальнейшее развитие танка ИС-3 в соответствии с концепцией, принятой для боевых машин этого класса. Серийное производство танков Т-10 различных модификаций было организовано в 1953—1965 гг. на Челябинском Кировском заводе (с 15 мая 1958 г. — Челябинском тракторном заводе), а с 1958 г. до 1963 г. — на Ленинградском Кировском заводе, где выпускался тяжелый танк Т-10М («Объект 272»).
Послевоенные отечественные тяжелые танки ИС-4 и Т-10 различных модификаций состояли только на вооружении Советской Армии и в другие страны на экспорт не поставлялись.
Наряду с серийным выпуском тяжелых танков ИС-4, Т-10 и их модификаций в первый послевоенный период велись НИОКР по созданию нового поколения тяжелых танков с повышенной огневой мощью, высоким уровнем защищенности и подвижности. В результате были разработаны и изготовлены опытные образцы танков: «Объект 260» (ИС-7), «Объект 265», «Объект 266», «Объект 277», «Объект 770» и «Объект 279». Не был завершен постройкой опытный тяжелый танк «Объект 278» с газотурбинным двигателем.
Для развития тяжелых танков рассматриваемого периода было характерным:
- применение классической схемы общей компоновки с продольным расположением двигателя в МТО182;
- увеличение боевой массы машин до 50—68 т в связи с усилением их защищенности от оружия массового поражения и мощных противотанковых средств противника;
- увеличение максимальной толщины брони лобовой части корпуса танка до 305 мм;
- повышение максимальной скорости до 42—59 км/ч и увеличение запаса хода по шоссе до 200—350 км;
- рост калибра пушки до 130 мм и пулеметов — до 14,5 мм;
- увеличение мощности двигателя до 772 кВт (1050 л.с);
- приспособление серийных танков к действиям в условиях применения ядерного оружия.
Важной особенностью развития тяжелых танков был поиск, разработка и внедрение оригинальных компоновочных и конструктивных решений, часть из которых послужила основой для дальнейшего совершенствования различных по назначению и боевой массе образцов бронетанкового вооружения. К числу таких наиболее важных решений относились:
- по огневой мощи — 122- и 130-мм нарезные танковые пушки с эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола; полуавтоматический механизм заряжания кассетного типа для 130-мм пушки, гидрообъемный привод управления механизмом поворота башни и оптический дальномер («Объект 277»); стабилизация линии прицеливания в двух плоскостях (танки Т-10Б, Т-10М, «Объект 265», «Объект 277», «Объект 279», «Объект 770»); дистанционное управление пулеметной установкой («Объект 260»); использование ПТРК 9К11 «Малютка» в качестве дополнительного оружия («Объект 272М»);
- по защищенности — литой броневой корпус («Объект 770»), гнутые бортовые листы корпуса, автоматические системы ПАЗ и ППО, ТДА (танк Т-10М), противокумулятивный экран («Объект 279»);
- по подвижности — дизель типа В-2 с наддувом, эжекционная система охлаждения, планетарная коробка передач, механизм поворота типа «ЗК», система гидросервоуправления, рычажно-поршневой гидроамортизатор, пучковая торсионная подвеска, оборудование для подводного вождения (танк Т-10М), газотурбинный двигатель («Объект 278»), гидромеханическая трансмиссия («Объект 266», «Объект 279», «Объект 770»), гидропневматическая подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, штурвальный привод механизма поворота танка («Объект 770»).
Кроме того, были исследованы и испытаны система продувки сжатым воздухом канала ствола, радиолокационные дальномеры (в том числе сопряженный с прицелом), дизели мощностью 735—809 кВт (1000—1100 л.с), гидравлическая подвеска, релаксационный гидроамортизатор, четырехгусеничный движитель, навесное инженерное оборудование (плавсредства и минные тралы).
Помимо конструкторских бюро ЧКЗ (ЧТЗ), ЛКЗ и челябинского Опытного завода №100, в разработке тяжелых опытных танков, а также испытаниях и доводке серийных машин, их узлов и агрегатов непосредственное участие принимал ВНИИ-100, созданный в 1948 г. на базе ленинградского филиала Опытного завода №100183.
Первоначально на основании постановления СНК СССР №350-142 от 12 февраля 1946 г. о развертывании работ по конструированию и изготовлению опытных образцов танка «Объект 260» приказом В.А. Малышева было проведено слияние коллективов двух конструкторских бюро — ОКБ филиала завода №100 и Отдела Главного конструктора (ОГК) танкового производства ЛКЗ. Руководители групп, инженеры-конструкторы и обслуживающий персонал были объединены в соответствии с квалификацией и специальностью каждого из них и независимо от их формальной подчиненности. Вновь сформированный конструкторский коллектив насчитывал 205 человек (из них: руководящий состав и инженеры-конструкторы — 142, техники — 28, копировщики и чертежники — 26 и обслуживающий персонал — 9 человек). Большинство сотрудников имело большой стаж работы по проектированию и изготовлению танков.
В связи с тем, что основные кадры высококвалифицированных конструкторов и производственников-танкистов на тот момент оказались сосредоточены в филиале завода №100, производственная деятельность которого была тесно связана с ЛКЗ, расходы по проектированию и выполнению опытных работ между двумя организациями распределили в пропорции 60/40 от общей суммы соответственно.
182 Осуществить поперечное расположение двигателя типа В-2 в МТО не позволяла большая ширина гусениц, которая определяла максимальную ширину корпуса машины при ограничении общей ширины танка в связи с необходимостью обеспечения его железнодорожных перевозок.
183 Филиал челябинского Опытного завода № 100 в Ленинграде был организован в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны №5959 от 26 мая 1944 г. и приказом Наркомтанкопрома СССР №369 от 3 июня 1944 г. с задачей по оказанию помощи ЛКЗ в освоении и организации производства самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 («Объект 241»). С 1 апреля 1946 г, филиал завода №100 перешел в непосредственное подчинение Главного управления танкового производства (Главтанк) Министерства транспортного машиностроения СССР (с 7 марта 1946 г. — директор филиала завода 100 — Б.С. Беляков).