Оглавление

С началом производства более совершенных тракторов надобность в продолжении выпуска СХТЗ-15/30 отпала. 29 июня 1950 г. вышло Постановление №2370 Совета Министров СССР «О прекращении производства тракторов типа СХТЗ на заводах Мосгорисполкома»:

«1. Прекратить с 1 января 1951 г. производство на заводах Мосгорисполкома колесных тракторов типа СХТЗ, как не отвечающих по производительности и экономичности современным требованиям крупного социалистического сельского хозяйства.

2. Обязать Мосгорисполком в январе 1951 г. отгрузить с заводов областным, краевым и республиканским конторам Глававто-тракторсбыта Министерства автомобильной и тракторной промышленности все изготовленные детали для выпуска тракторов типа СХТЗ по разнарядке Министерства сельского хозяйства СССР для отпуска их МТС на ремонт тракторов».

В феврале 1945 г. советское правительство приняло решение «О развитии сельской электрификации», в рамках реализации которого были организованы работы по созданию тракторов с электрическими двигателями.

В целях электрификации производственных процессов в полеводстве и огородничестве в колхозах Московской области МГК ВКП(б) было решено построить опытные колесные электрические тракторы на базе «теплового» трактора ВАРЗ. Разработку проекта поручили ВИЭСХ и ВИМЭ. К выпуску узлов и деталей трактора Москворецкий райком ВКП(б) привлек 14 предприятий. К 1—2 июня 1949 г. узлы и детали поступили на ВАРЗ, который являлся «ведущим по сборке и оформлению электротракторов». 20 июня были собраны четыре опытных электротрактора, получившие наименование ВАРЗ-ЭТК-500, или ЭТК-500. После заводского пробега электротракторы передали Сельскохозяйственной академии для дальнейших испытаний.

Одновременно к созданию своей модели электротрактора МЭТ-1 приступил НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина. 22 июля 1949 г. протоколом совещания заместителя директора института и замначальника Главсельэлектро была согласована временная цена электротрактора конструкции НИИ-58 — 120 тыс. руб. с упаковкой и ЗИПом, но без подстанции. Изготовление питающих подстанций возлагалось на Управление высоковольтных электросетей Мытищинского района Мосэнерго. Проект трактора МЭТ-1 был представлен 9 августа 1949 г. Для организации В.Г. Грабина были свойственны рекордные сроки проектирования и внедрения в производство изделий различного уровня сложности. Так, опытный образец пушки Ф-22 УСВ в КБ закончили за 18 месяцев, танковую пушку Ф-34 создали всего за 6 месяцев, а опытный образец противотанковой ЗИС-2 — за 3 месяца. От получения задания на проектирование до передачи опытного образца МЭТ-1 на испытания прошло 26 дней.

Основные характеристики электротракторов

Марка трактора

ЭТК-500

МЭТ-1

Общий вес электротрактора с кабелем

3200 кг

3452 кг

Длина

3485 мм

5200 мм (при расположении стрелы вперед)

Ширина

1685 мм

1685 мм

Высота

-

3600 мм

Клиренс

267 мм

267 мм

Нагрузка на переднюю ось

1200 кг

1512 кг

Нагрузка на заднюю ось

2000 кг

1940 кг

Тяговый электрический двигатель

Короткозамкнутый, асинхронный МА-82/6

Короткозамкнутый, асинхронный МА-204-1/6

Мощность двигателя

27 кВт

25,5 кВт

Число оборотов двигателя

975 об/мин

980 об/мин

Вес двигателя

250 кг

240 кг

Двигатель для привода барабана

Короткозамкнутый, асинхронный, АДФЛ-32/6

Электромотор трехфазного переменного тока АД-32/6

Число оборотов двигатель для привода барабана

980 об/мин

930 об/мин

Пускатели

ПМ-7114 иП220

ПМ-7114 и П220

Трансформаторы напряжения

2 шт. типа ССО-250, по 200 Вт

Однофазный, с воздушным охлаждением ТП-250, 380/12 Вт

Кабель

3x16+ 1x10 мм2 типа ГРШ, длиной 460 м и наружным диаметром 34 мм

3x16 +1x10 мм2 типа ГРШС, длиной 350 м и наружным диаметром 34 мм

Автоматизация

Автоматизированы: сигнализация закручивания кабеля, включение и выключение двигателя, привода кабельного барабана

Автоматизированы: сигнализация закручивания кабеля, включение и выключение двигателя, привода кабельного барабана

Токосъем

Кольцевой, с кольцами в одной плоскости

Кольцевой

Муфта барабана

Однодисковая, сухая, регулируемая

Однодисковая, сухая, регулируемая

Редуктор

Комбинированный, шестеренчатый, со звездочками, соединенными цепью

1:10,8 (так в тексте, прим. ВВС) комбинированный, шестеренчатый, со звездочками, соединенными цепью

Кабелеукладыватель Винтовой, с винтом, имеющим двухходовую резьбу Винтовой, с винтом, имеющим левую и правую резьбу

Тормоз барабана

Ленточный, регулируемый

Ленточный, автоматический

Скорость движения на 1 передаче

3,31 км/ч

3,5 км/ч

Скорость движения на 2 передаче

4,24 км/ч

4,5

Скорость движения на 3 передаче

6,96 км/ч

7,4

Скорость движения задним ходом

3,92 км/ч

4,2 км/ч

SHTZ1530014.jpg

Электротрактор с плугом в борозде.

Оглавление