С началом производства более совершенных тракторов надобность в продолжении выпуска СХТЗ-15/30 отпала. 29 июня 1950 г. вышло Постановление №2370 Совета Министров СССР «О прекращении производства тракторов типа СХТЗ на заводах Мосгорисполкома»:
«1. Прекратить с 1 января 1951 г. производство на заводах Мосгорисполкома колесных тракторов типа СХТЗ, как не отвечающих по производительности и экономичности современным требованиям крупного социалистического сельского хозяйства.
2. Обязать Мосгорисполком в январе 1951 г. отгрузить с заводов областным, краевым и республиканским конторам Глававто-тракторсбыта Министерства автомобильной и тракторной промышленности все изготовленные детали для выпуска тракторов типа СХТЗ по разнарядке Министерства сельского хозяйства СССР для отпуска их МТС на ремонт тракторов».
В феврале 1945 г. советское правительство приняло решение «О развитии сельской электрификации», в рамках реализации которого были организованы работы по созданию тракторов с электрическими двигателями.
В целях электрификации производственных процессов в полеводстве и огородничестве в колхозах Московской области МГК ВКП(б) было решено построить опытные колесные электрические тракторы на базе «теплового» трактора ВАРЗ. Разработку проекта поручили ВИЭСХ и ВИМЭ. К выпуску узлов и деталей трактора Москворецкий райком ВКП(б) привлек 14 предприятий. К 1—2 июня 1949 г. узлы и детали поступили на ВАРЗ, который являлся «ведущим по сборке и оформлению электротракторов». 20 июня были собраны четыре опытных электротрактора, получившие наименование ВАРЗ-ЭТК-500, или ЭТК-500. После заводского пробега электротракторы передали Сельскохозяйственной академии для дальнейших испытаний.
Одновременно к созданию своей модели электротрактора МЭТ-1 приступил НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина. 22 июля 1949 г. протоколом совещания заместителя директора института и замначальника Главсельэлектро была согласована временная цена электротрактора конструкции НИИ-58 — 120 тыс. руб. с упаковкой и ЗИПом, но без подстанции. Изготовление питающих подстанций возлагалось на Управление высоковольтных электросетей Мытищинского района Мосэнерго. Проект трактора МЭТ-1 был представлен 9 августа 1949 г. Для организации В.Г. Грабина были свойственны рекордные сроки проектирования и внедрения в производство изделий различного уровня сложности. Так, опытный образец пушки Ф-22 УСВ в КБ закончили за 18 месяцев, танковую пушку Ф-34 создали всего за 6 месяцев, а опытный образец противотанковой ЗИС-2 — за 3 месяца. От получения задания на проектирование до передачи опытного образца МЭТ-1 на испытания прошло 26 дней.
Основные характеристики электротракторов |
||
Марка трактора |
ЭТК-500 |
МЭТ-1 |
Общий вес электротрактора с кабелем |
3200 кг |
3452 кг |
Длина |
3485 мм |
5200 мм (при расположении стрелы вперед) |
Ширина |
1685 мм |
1685 мм |
Высота |
- |
3600 мм |
Клиренс |
267 мм |
267 мм |
Нагрузка на переднюю ось |
1200 кг |
1512 кг |
Нагрузка на заднюю ось |
2000 кг |
1940 кг |
Тяговый электрический двигатель |
Короткозамкнутый, асинхронный МА-82/6 |
Короткозамкнутый, асинхронный МА-204-1/6 |
Мощность двигателя |
27 кВт |
25,5 кВт |
Число оборотов двигателя |
975 об/мин |
980 об/мин |
Вес двигателя |
250 кг |
240 кг |
Двигатель для привода барабана |
Короткозамкнутый, асинхронный, АДФЛ-32/6 |
Электромотор трехфазного переменного тока АД-32/6 |
Число оборотов двигатель для привода барабана |
980 об/мин |
930 об/мин |
Пускатели |
ПМ-7114 иП220 |
ПМ-7114 и П220 |
Трансформаторы напряжения |
2 шт. типа ССО-250, по 200 Вт |
Однофазный, с воздушным охлаждением ТП-250, 380/12 Вт |
Кабель |
3x16+ 1x10 мм2 типа ГРШ, длиной 460 м и наружным диаметром 34 мм |
3x16 +1x10 мм2 типа ГРШС, длиной 350 м и наружным диаметром 34 мм |
Автоматизация |
Автоматизированы: сигнализация закручивания кабеля, включение и выключение двигателя, привода кабельного барабана |
Автоматизированы: сигнализация закручивания кабеля, включение и выключение двигателя, привода кабельного барабана |
Токосъем |
Кольцевой, с кольцами в одной плоскости |
Кольцевой |
Муфта барабана |
Однодисковая, сухая, регулируемая |
Однодисковая, сухая, регулируемая |
Редуктор |
Комбинированный, шестеренчатый, со звездочками, соединенными цепью |
1:10,8 (так в тексте, прим. ВВС) комбинированный, шестеренчатый, со звездочками, соединенными цепью |
Кабелеукладыватель | Винтовой, с винтом, имеющим двухходовую резьбу | Винтовой, с винтом, имеющим левую и правую резьбу |
Тормоз барабана |
Ленточный, регулируемый |
Ленточный, автоматический |
Скорость движения на 1 передаче |
3,31 км/ч |
3,5 км/ч |
Скорость движения на 2 передаче |
4,24 км/ч |
4,5 |
Скорость движения на 3 передаче |
6,96 км/ч |
7,4 |
Скорость движения задним ходом |
3,92 км/ч |
4,2 км/ч |
Электротрактор с плугом в борозде.