Лесопильная рама с приводом ременной передачей от шкива трактора.
Одновременно с организацией выпуска гражданской продукции был поставлен вопрос об обеспечении мобилизационной готовности предприятия. 8 февраля 1931 г. в ходе специального совещания под председательством Уборевича заводу для выпуска во время войны был определен танк Т-26. Организацией, ответственной за реконструкцию завода с учетом его мобилизационных возможностей, утвердили Гипроспецпроект. Мобилизационно-плановому отделу ВСНХ поручили подготовить для СТЗ соответствующее промзадание.
17 февраля 1931 г. Всесоюзное автотракторное объединение (ВАТО) получило от МПО ВСНХ письмом №883/сс промзадание для СТЗ, предполагавшее выпуск в первый год войны 12000 танков Т-26 с комплектами запчастей, эквивалентных 6000 танкам, и создание к 1 апреля 1932 г. базы по фасонному стальному литью мощностью 55000 т из расчета выпуска специального литья: для малых танков — 12000 единиц, для средних танков — 2000 единиц и для танкеток — 4000 единиц.
Для обеспечения потребности Народного комиссариата по военным и морским делам (НКВМ) в танках мирного времени и подготовки кадров танкостроителей на СТЗ следовало организовать опытный цех с пропускной способностью 100 танков в год при односменной работе.
Подготовка «процесса ассимиляции» на заводе оборонного и народнохозяйственных производств была возложена 21 февраля 1931 г. на СТЗ предписанием ВАТО №386/сс. Для этого на заводе не позднее 25 февраля следовало организовать работу бюро, руководителем которого еще 1 февраля 1931 г. назначили инженера Седова. В состав бюро завод должен был выделить опытных специалистов. Кроме того, ВАТО к 25 февраля обязывался направить на СТЗ 14 молодых инженеров из Запорожья, в марте — 23 выпускников АТИ и до 45 человек, окончивших техникум СТЗ. Своим распоряжением от 17 февраля 31 г. ВСНХ обязал Гипроспецмет выделить для завода группу технических работников.
Но ни заводоуправление, ни сектор кадров ВАТО, ни Гипроспецмет не выделили для проектного бюро ни одного квалифицированного специалиста, и состав бюро формировался Седовым на месте из молодых инженеров, направляемых в отдел кадров завода ВАТО. В результате такого комплектования специальное проектное бюро, названное «Техническим бюро», насчитывало к 1 марта 5 чел., к 1 апреля — 14 чел., а к 1 октября — 23 чел. Все работники бюро были молодые инженеры без опыта работы, только что окончившие ВУЗы.
Спецификация трактора СХТЗ-15/30 |
|
Тип двигателя |
Четырехтактный, карбюраторный |
Топливо |
Керосин |
Гарантированная максимальная мощность на регуляторе, л.с. |
32 |
Вес двигателя с вспомогательными агрегатами, кг |
760 |
Число цилиндров |
4 |
Диаметр цилиндров мм |
115 |
Ход поршня мм |
152 |
Рабочий объем л |
64 |
Степень сжатия |
4,15 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
Расположение клапанов |
Верхнее |
Подача топлива в систему питания |
Самотек |
Карбюратор |
Энсайн RW |
Зажигание |
Магнето СС-4 |
Система смазки двигателя |
Разбрызгиванием с насосом |
Емкость масляной системы, л |
10 |
Система охлаждения |
Термосифонная |
Емкость системы охлаждения л |
46 |
Система пуска |
Вручную |
Главная фрикционная муфта в трансмиссии |
Однодисковая непостоянно замкнутая |
Передаточное число трансмиссии в коробке передач на 1-й скорости |
48/15 |
Передаточное число трансмиссии в коробке передач на 2-й скорости |
45/18 |
Передаточное число трансмиссии в коробке передач на 3-й скорости |
38/25 |
Передаточное число трансмиссии в центральной передаче |
50/13x75/13 |
Раздаточные механизмы трансмиссии |
Конический дифференциал |
Тип тормоза |
Ленточный с двумя затягиваемыми концами |
Колея ведущих колес мм |
1350 |
Колея направляющих колес мм |
1360 |
Диаметр и ширина обода ведущих колес мм |
1270x310 |
Почвозацепы |
Клиновидные |
Число почвозацепов |
32 |
Габариты почвозацепов, м |
127x88 |
Подвеска передней оси |
Шарнирная |
Высота прицепного прибора при погруженных почвозацепах, мм |
345-545 |
Число оборотов вала отбора мощности в минуту |
536 |
Число оборотов приводного шкива в минуту |
625 |
Генератор освещения |
ГБТ-4541 |
Длина мм |
3485 |
Ширина мм |
1685 |
Высота по радиатору мм |
1625 |
Вертикальный просвет при погруженных почвозацепах, мм |
262 |
Рабочий вес трактора без водителя кг |
3000 |
Расчетные скорости вперед км/ч |
3 5-4,5-7,5 |
Емкость основного топливного бака, л |
70 |
Емкость пускового топливного бака, л |
3,5 |
Руководство строительством всех специальных цехов СТЗ 28 сентября 1931 г. приказом по ВАТО было возложено на начальника строительства Ананьина, проработка вопросов приспособления оборудования основных цехов и технологического процесса опытного цеха — на директора завода и его заместителя по спецвопросам.
Директору завода предлагалось усилить Техническое бюро 12 специалистами из НАТИ и 10 выпускниками Военно-технической академии РККА. Гипровато поручалось организовать консультационную работу СТЗ за счет командируемых специалистов. 8 ноября 1931 г. директор СТЗ утвердил соображения Техбюро о привлечении на вечернюю работу инженеров с основного производства. В начале декабря Техническое бюро начало функционировать.
Немцы осматривают тракторы постройки ХТЗ. Лето 1941 г.