Оглавление

RtrIcBr016.jpg RtrIcBr017.jpg

Самоходная ледорезная установка СЛУ-119.

Руководитель ОКБ «РАЛСНЕМГ» А.Ф. Николаев (слева) со студентом-дипломником.

ЛФМ-РВД-ГПИ-66, обладая несколько меньшей транспортной скоростью (до 20 км/ч), имела преимущества перед ЛФМ-ГПИ-41, так как специально была оборудована лебедками для выбирания сетей и оснащена резервуаром для выловленной рыбы. При попадании в полынью ЛФМ-РВД-ГПИ-66 самостоятельно выходила на лед, свободно преодолевала прибрежные заболоченные участки с тонким льдом.

Опытная эксплуатация ЛФМ-ГПИ-66 проходила на озерах Казахстана, где машина продемонстрировала высокие транспортные качества в сложных дорожных условиях.

На основании проведенных исследований в ОКБ «РАЛСНЕМГ» по заказу Министерства речного флота был спроектирован и в 1971 г. построен опытный образец новой ледорезной машины — ЛФМ-РВД-ГПИ-72. У нового «ледокола» для увеличения тягового усилия, коэффициента сопротивления повороту и улучшения стабилизации направления движения движитель каждого борта выполнили из двух равных по длине роторов, винтовые реборды которых имели различное направление. При испытаниях на проходимость скорость движения этой машины на снегу составила 17 км/ч, по воде — 12 км/ч, максимальная сила тяги на крюке — 36,5 кН (3650 кгс). Угол преодолеваемого подъема снежного склона достиг 35°. ЛФМ-РВД-ГПИ-72 успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к серийному производству.

Положительные качества роторно-винтового движителя наиболее полно были реализованы в созданной в 1981 г. в ОКБ «РАЛСНЕМГ» самоходной ледорезной установке СЛУ-119, предназначенной для вскрытия ледового покрова рек и водоемов в средней полосе нашей страны. Обладая хорошей маневренностью и достаточной скоростью, эта установка имела небольшие габариты, позволяющие при необходимости перевозить ее к месту работы в кузове грузового автомобиля.

Ледорезные машины ОКБ «РАЛСНЕМГ» различных моделей, изготовленные в единичных образцах или небольшими партиями, нашли применение в различных отраслях народного хозяйства, получив высокую оценку. А.Ф. Николаеву была присвоена степень доктора технических наук без защиты диссертации по совокупности выполненных работ. Бывший автогонщик и испытатель автомобилей, Почетный полярник СССР, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР А.Ф. Николаев до самых последних дней активно работал и был полон энергии и творческих планов. Но, к сожалению, он не успел подготовить достойного преемника. Новый руководитель ОКБ не сумел заинтересовать потенциальных заказчиков и не обеспечил притока молодых специалистов. После скоропостижной смерти А.Ф. Николаева в 1987 г. конструкторское бюро пришло в упадок.

Технические параметры

ЛФМ-РВД-ГПИ-66

Число мест в кабине

2

Длина машины без навесного оборудования, мм

5050

Длина машины с навесным оборудованием, мм

6300

Ширина, мм

3278

Высота, мм

2000

Дорожный просвет на твердом основании, мм

460

Длина роторов, мм

3560

Колея, мм

2478

Диаметр роторов (по спирали), мм

600

Высота спирали, мм

100

Угол подъема спирали на роторе, град.

25°30'

Масса машины без навесного оборудования, кг

3300

Масса машины с навесным оборудованием, кг

4400

Двигатель

ГАЗ-47

Тип двигателя

Бензиновый, карбюраторный

Номинальная мощность, л.с/кВт

85/62,5

Частота вращения при номинальной мощности, мин-1

3200

Максимальный крутящий момент, кгсм/Нм

22,5/221

Частота вращения при макс, крутящем моменте, мин-'

1800

Число и расположение цилиндров

6, рядное

Диаметр цилиндра, мм

82

Ход поршня, мм

110

Рабочий объем, л

3,48

Степень сжатия

6,2

Трансмиссия

Сцепление ГАЗ-47

Однодисковое, сухое

Коробка передач ГАЗ-47

Механическая, четырехступенчатая, передаточные числа: I — 6,4; II — 3,09; III — 1,69; IV — 1,0; ЗХ — 7,82

Редуктор-ходоуменыштель

Механический, двухступенчатый, транспортная ступень — цилиндрическая, рабочая ступень — коническая пара, червячная и цилиндрическая пары шестерен, передаточные числа: I — 1,0; II — 64,8

Главная передача ГАЗ-47

Конический редуктор с бортовыми фрикционами, передаточное число 1,9

Бортовая передача ГАЗ-47

Одноступенчатая, цилиндрическая, передаточное число 4,22

Редуктор привода винтового движителя

Одноступенчатый, конический, передаточное число 1,0

Коробка отбора мощности от коробки передач

Цилиндрический трехвальный редуктор с отбором мощности вперед (на привод снегоочистителя) и назад (на привод фрезы), передаточное число 1,194

Эксплуатационные данные

Объем топливного бака, л

2x90

Объем смазочной системы двигателя, л

7,0

Объем системы охлаждения, л

14,5

Транспортная скорость, км/ч

18

Рабочая скорость, м/ч

35,4...226

Максимальная производительность при фрезеровании щели во льду шириной 350 мм, м3

90

Оглавление