Н. Александер в «Курсе артиллерии для пехотных и кавалерийских школ» 1927 г. описывал старую осветительную ракету и указывал, что, хотя светящие ракеты «уступают во многом светящим снарядам: они отличаются малой меткостью и кратковременностью освещения, тем не менее, в виду того, что артиллерия не всегда имеет возможность в нужную минуту стрелять светящими снарядами, и в виду того, что не все необходимые пункты артиллерия может освещать в нужный момент, употребляются светящие ракеты». Впрочем, вскоре пороховые осветительные и сигнальные ракеты сменились соответствующими патронами к 26-мм пистолетам, к которым перешло название «ракетницы».
Специалисты отмечали, что осветительные снаряды Погребнякова часто отказывали при использовании. Кроме того, из-за непрочности внутренних деталей эти снаряды могли применяться только для стрельбы на малых зарядах, а значит, дальность стрельбы ими не превышала 4—5 км, что существенно ограничивало их применение в тактической глубине построения войск. На вооружении осветительные снаряды Погребнякова находились примерно до 1930 г.
Таким образом, осветительные снаряды с выбросом снаряжения через головную часть имели достаточно сложную конструкцию, что, в свою очередь, создавало дополнительные трудности при снаряжении их на этапе производства и определяло особенности войсковой эксплуатации. Эти обстоятельства требовали искать другое конструктивное решение. Оно было найдено и реализовано в конструкции осветительных боеприпасов с выбросом снаряжения назад.
Такой снаряд имел дно, которое удерживалось (закреплялось) относительно корпуса несколькими шпильками. Внутри корпуса снаряда укладка (факел и парашютная система в полуцилиндрах) размещалась таким образом, что воспламенитель осветительного состава был обращен к дистанционному взрывателю. В головной части корпуса снаряда имелось несколько отверстий — каналов, которые, когда снаряд собран, перекрывались изнутри корпусом факела.
После срабатывания дистанционного взрывателя через воспламенитель происходило зажигание осветительного состава факела. Под давлением образующихся продуктов горения шпильки срезались, и вся укладка начинала выталкиваться назад; при этом открывались каналы на корпусе снаряда, что обеспечивало снижение давления пороховых газов на осветительный состав. Тем самым предотвращались неисправности, которые могли возникнуть вследствие раздутия стенок корпуса факела. Далее под действием центробежных сил и встречного потока воздуха полуцилиндры расходились в стороны и освобождали парашют.
Имелось несколько вариантов такой конструктивной схемы. В одном из них между диафрагмой и взрывателем находилась камера, сообщающаяся с атмосферой через отверстия в стенках корпуса. Основное предназначение данной камеры состояло в том, чтобы снизить давление пороховых газов, образующихся при срабатывании взрывателя, и тем самым исключить возможность разрыва корпуса снаряда, что могло бы помешать правильному выталкиванию укладки.
Схемы осветительных снарядов с выбросом снаряжения назад.
Схема взаимного положения частей снаряда непосредственно после выталкивания укладки и раскрытия полуцилиндров
В другом варианте для воспламенения осветительного состава служил специальный капсюль-воспламенитель, который разбивался ударным приспособлением. Ударник этого приспособления был выполнен в виде поршня, проталкиваемого вперед под действием пороховых газов, образующихся при горении дистанционного состава. Для обеспечения своевременного сталкивания с парашюта полуцилиндров последние находились под действием сжатой пружины, назначение которой — ускорить смещение полуцилиндров и облегчить тем самым разворачивание парашюта. По такому принципу, были устроены, например, осветительные снаряды фирмы «Бофорс». В Германии фирма «Крупп» также разработала двуфакельные осветительные снаряды с выбрасыванием снаряжения через дно. Рассмотрим конструктивную схему такого снаряда, запатентованную в 1912 г. Ее особенностью являлось наличие специального заряда, предназначенного для воспламенения снаряжения факелов (для этого он располагался между факелами).
Осветительный снаряд фирмы «Бофорс» (Швеция).