Общие виды первого образца танка К-90. Волноотражательный щиток не установлен.
С макетами и моделями проводились натурные исследования.
Учитывая сложность проблемы создания перспективных плавающих унифицированных машин, наряду с масштабными работами, развернутыми по «Объекту 740», по инициативе командующего бронетанковыми и механизированными войсками маршала бронетанковых войск С.И. Богданова, министр Вооруженных Сил Н.А. Булганин в августе 1949 г. санкционировал разработку, изготовление и испытание дублирующих машин аналогичного класса.
Так Особое конструкторское бюро при Инженерном комитете Сухопутных Войск (в 1950 г. получило наименование Особое конструкторское бюро Инженерного комитета Советской Армии) было привлечено к разработке плавающих танка и бронетранспортера, которым присвоили индексы К-90 и К-78 соответственно.
Плавающий танк К-90 был спроектирован в конце 1949 г. под руководством главного конструктора А.Ф. Кравцева. Два опытных образца машины изготовили весной 1950 г. на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ (г. Москва) [1]. При создании машины широко использовались агрегаты гусеничного артиллерийского тягача М-2 и автомобиля ЯАЗ-200 (с использованием отдельных узлов автомобилей М-20 и «Москвич»).
Первый образец танка К-90. На этой машине функции поддерживающих катков выполнял направляющий полозок.
Танк К-90 имел оригинальную схему компоновки с передним расположением силовой установки, последовательным размещением агрегатов трансмиссии вдоль продольной оси корпуса и смещенным к корме боевым отделением (поэтому ствол пушки при ее положении вперед не выходил за пределы корпуса). В состав экипажа входили три человека: командир (он же наводчик), механик-водитель и заряжающий.
Жесткость корпуса обеспечивалась сваркой броневых листов с различными углами наклона, листов крыши и днища, листами тоннелей, установкой двух силовых шпангоутов, а также наличием пяти жестких торсионных балок и задней силовой балки.
Корпус машины делился на четыре отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное.
В отделении управления размещались: сиденье механика-водителя (под которым был установлен клапан для слива воды), рычаги и педали приводов управления двигателем и трансмиссией, приводу правления рулями, привод к волноотбойному щитку, приборный щиток водителя, выключатель массы, контрольно-измерительные приборы, часть ЗИП и аппарат танкового переговорного устройства.
В крыше корпуса отделения управления имелся люк механика-водителя, закрывающийся крышкой. Перед люком располагались два перископических смотровых прибора ППН, заимствованные у танка Т-54.
Отделение управления справа ограничивалось продольной перегородкой, отделявшей его от моторного отделения. В перегородке имелась дверь и люки для доступа в моторное отделение.
В моторном отделении находились: двигатель с воздушным фильтром «Мультициклон», два топливных бака, вентилятор с приводом к нему, водяной радиатор и форсуночный обогреватель.
Двигатель — двухтактный четырехцилиндровый дизель ЯАЗ-204-Б жидкостного охлаждения, при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин обеспечивавший мощность 103 кВт (140 л.с.).3апуск производился с помощью электростартера СТ-25 мощностью 5,5 кВт (7,5 л.с).