Опытный образец самоходной установки К-73 (АСУ-57П) после доработок.
В заключении по полигонным испытаниям говорилось, что опытный образец авиадесантной плавающей самоходной артиллерийской установки АСУ-57П конструкции ОКБ при ИК СА в основном соответствует определенным тактико-техническим требованиям. В пределах пробега в 1000 км узлы и агрегаты АСУ-57П показали себя надежными в работе. К наиболее существенным отступлениям от ТТТ относились превышение веса на 90 кг (3340 кг вместо 3250 кг), отсутствие механического насоса для откачки воды и легкосъемного приспособления для улучшения проходимости.
Кроме того, АСУ-57П по ряду параметров превзошла последний образец машины подобного типа АСУ-57 конструкции завода №40, проходивший испытания в 1949 г. По сравнению с АСУ-57 завода №40 машина конструкции ОКБ при ИК СВ имела следующие преимущества:
- выполнена плавающей (при этом ее вес не превышал вес АСУ-57 завода №40);
- имела 7,62 мм пулемет СГ-42, спаренный с пушкой;
- отличалась более удобным размещением орудийного боекомплекта, который мог быть увеличен;
- обладала лучшей подвижностью (средняя скорость по шоссе составляла 48 км/ч вместо 26,3 км/ч у АСУ-57);
- имела больший запас хода (234 км по шоссе вместо 162 км);
- двигатель и главный фрикцион автомобиля ГАЗ-51 были более надежными в работе по сравнению с указанными агрегатами автомобиля М-20, использованными в АСУ-57;
- оснащалась серийной коробкой передач автомобиля ГАЗ-51 (вместо специальной у АСУ-57);
- все опорные катки, торсионы и балансиры были взаимозаменяемыми;
- расстопорение пушки производилось экипажем без выхода из машины.
В то же время, представленная на испытания АСУ-57П имела целый ряд конструктивных и производственных недостатков, снижающих ее боевые качества. К основным из них относились:
- недостаточная герметичность корпуса;
- возможность проникновения внутрь корпуса пуль и свинцовых брызг через амбразуры пушки, пулемета и прицела;
- наличие выштамповок в днище под картером двигателя и бортовыми фрикционами;
- недостаточная прочность боеукладки и установочных частей для пушки;
- отсутствие у командира машины скошенного блока для наблюдения вперед;
- низкая надежность клиноременной передачи двигателя (на испытаниях ремни заменялись три раза);
- неудовлетворительная работа системы подогрева двигателя;
- невозможность прямолинейного движения машины на плаву;
- отсутствие фиксированного положения штурвала в рабочем диапазоне;
- большие помехи приему радиопередач из-за отсутствия экранировки электрооборудования;
- низкая надежность приборов освещения и вспомогательной аппаратуры из-за отсутствия амортизации.
Первый образец самоходной установки К-73 (АСУ-57П). Вид сзади. На фото справа: опытный образец К-73 после доработок. В настоящее время эта машина находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.