Оглавление

Kravcev110.jpg Kravcev113.jpg

Транспортер К-61, оснащенный оборудованием для выполнения водолазных работ.

Модификация транспортера К-61 с копровым оборудованием.

За годы производства было выпущено более 2100 таких машин. По имеющимся сведениям, транспортер К-61 поставлялся в Афганистан (ДРА), Болгарию (БНР), Кубу, Китай (КНР), Индию, Ирак, Монголию (МНР), Польшу (ПНР), Чехословакию (ЧССР), Египет (Израиль) (так  в тексте - Египет и Израиль два названия одной страны, прим. ВВС ), Восточную Германию (ГДР), Вьетнам (ДРВ), Венгрию (ВНР), Северную Корею, Сирию, Никарагуа, Уганду, Румынию, Югославию — всего в 19 стран мира [19].

Транспортер К-61 был снят с вооружения в 1983 г., прослужив 33 года. Несмотря на имеющиеся недостатки, при правильной эксплуатации он успешно выполнял поставленные задачи. Создание подобной машины впервые в истории отечественной переправочной техники обеспечило решение сложной проблемы — переправы автомобилей, артиллерии и личного состава сходу, с необорудованного берега. В этом отношении К-61 превзошел лучшие иностранные аналоги.

Дальнейшее развитие данного типа машин в нашей стране привело к созданию целого семейства амфибий — гусеничных плавающих транспортеров ПТС, ПТС-М, ПТС-2, ПТС-3 и ПТС-4, которые до настоящего времени обеспечивают форсирование артиллерийскими и мотострелковыми частями водных преград, а также используются при решении целого спектра иных войсковых задач.

К-61 послужил и основой для создания понтонных парков, паромных и паромно-мостовых машин, сваебойно-мостостроительных машин. Находящиеся на вооружении многих армий мира транспортеры этого типа и их «потомки» активно используются и в наши дни в операциях по спасению людей и ликвидации последствий стихийных бедствий (применялись в ГДР, Австрии, Польше, Китае, Индонезии и ряде других стран).

После принятия на вооружение более совершенных образцов плавающих гусеничных транспортеров К-61 передавались в народное хозяйство, где активно эксплуатировались геологами, строителями, рыбаками, железнодорожниками.

В создании машины участвовали: Н.С. Семчуков, A.M. Шерстенников, Н.И. Кочев, В.Д. Карпов, Л.П. Балашова, Н.Ф. Жуков, И.А. Буренков, Л.И. Курбала, Ю.Л. Граусман, И.М. Воскресенский, Станкевич, В. Блюдов, А.С. Рыбаков, Н.М. Кукушкин, Н.М. Королев, К.Г. Левин, С.П. Павлов, О.Б. Некрасов, А.В. Синелыдиков, Герасимов, Абкин, Сыгал, Розовский, В.П. Бабайцев, Зимин, Потапов, Свистунов, Волгнов, Ковалев, Давыдов, Красненков, Попилин, Зефиров, Боршев, Болдырева, Ольховский, П.И. Токичев, Г.П. Ершов, В. Чукаева и другие [20].

За большой вклад в решение проблемы создания и оснащения Советской Армии переправочными десантными средствами инициатору и руководителю работ А.Ф. Кравцеву в 1951 г. была присуждена Сталинская (Государственная) премия.

Kravcev111.jpg Kravcev112.jpg
Транспортер К-61 морской пехоты Индонезии. Гусеничные плавающие транспортеры ПТС-М, разработанные на основе компоновки К-61, обеспечивают спасение населения во время стихийных бедствий (фото из общедоступной сети Интернет).

Литература

1. Кравцев А.Ф. Компоновка и расчеты гусеничного плавающего транспортера на тягаче М-2. — ЦАРЗ, ГУОС КА, 1944.

2. Кравцев А.Ф. Компоновка и расчеты гусеничного плавающего транспортера с передним расположением моторного и трансмиссионного отделения. — ЦАРЗ ГУС КА, 1944.

3. Кравцев А.Ф. Компоновка и расчеты гусеничного плавающего транспортера с грузовой платформой расположенной над гусеницами. - РМЗ ГУОМ КА, 1945.

4. Кравцев А.Ф. Компоновка и расчеты гусеничного плавающего транспортера с трансмиссией, расположенной под грузовой платформой. - ЭРМЗ ГУОС КА, 1945.

5. Кравцев А.Ф. Компоновка и расчеты гусеничного плавающего транспортера с поперечными расположением мотора в носовой части. - РМЗ ГУОС КА, 1946.

6.  Кравцев А.Ф. Компоновка гусеничного плавающего транспортера с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. - РМЗ ГУОС КА, 1946.

7.  Кравцев А.Ф. Варианты конструкций винтовых гидравлических движителей и их размещение на транспортере. - РМЗ ГУОС КА, 1946.

8.  Кравцев А.Ф., Левин К. Г., Некрасов О.Б. и др. Компоновка гусеничного плавающего транспортера. - ЦПИИ СВ, 1947.

9. Жабров В., Сойко Н. Гусеничный плавающий транспортер К-61 //Бронеколлекция. -2008, №6(81).

10. Янбеков К.Ф. Обоснование необходимости сохранения «Отдела обоснования конструкций перспективных средств инженерного вооружения научно-исследовательского» (27 НО). - Нахабино: ФГУ «15 ЦНИИИ Минобороны России», 2008.

11.  Солянкин А.Г., Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. Отечественные бронированные машины 1946— 1965 гг. —М.: Цейхгауз, 2010.

12. Коваленко Л.М. От мастерских до концерна (Летопись). - Кременчуг, 1999.

13. Агарков Н.П., Александрович С.И., Бабин Н.В. и др. Средства инженерного вооружения. Кн. 2.-М., 2008.

14. История создания СИВ. Кн. 5. Средства преодоления водных преград. Нахабино: 15 ЦНИИИ Минобороны России, 2009.

15.  История создания СИВ. Кн. 3. Средства преодоления минно-взрывных заграждений. — Нахабино: 15 ЦНИИИ Минобороны России, 2009.

16. Кравцев А.Ф. Исследование, создание и внедрение первого гусеничного плавающего транспортера Советской Армии (доклад). -Нахабино: 15 ЦНИИИ, 1967.

17.  Глазунов Ю.Н. Только первая в мире или лучшая в мире: Рукопись. 03.03.1987 г. Из семейного архива В.А. Кравцевой.

18. Глазунов Ю.Н. Конструктор военных машин полковник Анатолий Федорович Кравцев // Изобретатель и рационализатор. -2012, №1(745).

19.  Jane's Military Logistics 1988. Publishing Company, 238 City Road, London EC1V2PU, England, 1988.

20. Янбеков К.Ф. Изделия, разработанные научно-конструкторскими подразделениями инженерных войск. -ФГУ «15 ЦНИИИ Минобороны России-, 2009.

Оглавление