Схема 95—100-тонного парома из планеров-понтонов.
С июля до конца ноября 1947 г. специалисты 4-й лаборатории ЦАГИ совместно с научными сотрудниками 9-го отдела НИИИ СВ проводили аэродинамические испытания модели планера-понтона в масштабе 1:15 [4]. При этом были выполнены следующие задачи:
- уточнены аэродинамические коэффициенты для данной конфигурации модели;
- определены общие геометрические формы планера-понтона;
- проведен подбор рулей высоты и направления, а также элеронов;
- подготовлены аэродинамические данные планера-понтона(качество, посадочные скорости и т.д.);
- отработаны мероприятия по обеспечению устойчивости и управляемости планера-понтона при полете на буксире и в свободном полете.
Создание специального планера потребовало привлечения авиационных конструкторов и формирования соответствующего конструкторского бюро. С этой целью для работы над проектом планера-понтона был задействован ряд конструкторов из Министерства авиационной промышленности (МАП)3.
По результатам исследований было сформировано и согласовано с 3-м отделом НИИИ СВ, 3-м отделом ИК СВ и ГК НИИИ ВВС тактико-техническое задание на разработку экспериментального планера-понтона.
Как и прежде, в качестве фюзеляжа планера-понтона использовался доработанный понтон (но уже из двух носовых секций) с закрытой палубой понтонного парка Н2П. Специфичность работы фюзеляжа в воздушном потоке потребовала установки целого ряда дополнительных шпангоутов, усиления хвостовой и средней частей понтона. И хотя в конструкции планера-понтона по-прежнему использовался переделанный центроплан тяжелого десантного планера Г-11, хвостовое оперение было изготовлено заново (с учетом результатов исследований). Наряду с этим, в процессе проектирования экспериментального планера-понтона были разработаны принципиальные конструктивные решения:
- компоновки кабины экипажа и грузовой кабины, а также фонаря летчика и наблюдателя в двух вариантах;
- размещения командных рычагов кабины летчика;
- принципиальной схемы электрооборудования;
- конструкции приборной доски летчика и ее оборудования;
- конструкции сбрасывающегося шасси (при посадке на воду).
Исследование целого ряда материалов показало, что конструкция планера-понтона требует водоотбойного бруса, который приближал бы форму лодки к определенным углам килеватости и тем самым исключал возможность ее «зарывания» при посадке на воду.
По вопросам конструкции экспериментального планера-понтона состоялось совещание у начальника 9-го отдела совместно с представителями ИК СВ и НИИИ СВ, на котором были выработаны основные указания для дальнейшей работы. Предписывалось включить в конструкцию планера-понтона проезжую часть для паромных и мостовых переправ, разработать варианты узлов стыковки планеров-понтонов на плаву и конструкцию береговых и переходных частей парома.
В результате конструкция планера-понтона претерпела целый ряд изменений:
- конструкция фюзеляжа (понтона) подверглась изменениям; в его силовую схему было включено верхнее строение;
- внедрена установка подвесного мотора, а также весельных установок для передвижения планера-понтона на воде;
- создана конструкция аппарели для паромных переправ;
- приняты варианты транспортировки планера-понтона по суше (после посадки) к месту наведения переправ.
По материалам доработанного эскизного проекта изготовили макет экспериментального планера-понтона в натуральную величину. Этот макет позволил увязать целый ряд элементов общей конструкции, дал возможность наглядно продемонстрировать результаты перекомпоновки кабины летчика и наблюдателя и составить комплексное представление об изделии.
Далее был выполнен эскизно-технический проект планерно-понтонного парка, который также скорректировали по результатам консультаций со специалистами ЦАГИ и ГК НИИИ ВВС. Эскизный проект был согласован с 3-м отделом НИИИ СВ, 3-м отделом ИК СВ, ГК НИИИ ВВС, главным инженером ВВС и утвержден Главнокомандующим ВВС.
В этом варианте планер-понтон имел следующие характеристики: размах крыла — 20,7 м; площадь крыла — 32,75 м2; длина — 12,965 м (длина понтона — 11,81 м); высота (по законцовке руля направления) — 5,33 м; полный вес — 2,816 т, ширина фюзеляжа (понтона) — 2,2 м, экипаж — 1 чел.
В состав планерно-понтонного парка входили 36 планеров-понтонов. Парк должен был обеспечивать сборку 40-тонного наплавного моста длиной 147 м в течение 1,5 ч после посадки на воду или 60-тонного наплавного моста длиной 105 м в течение 1 ч после посадки на воду. Также из состава парка обеспечивалась сборка девяти 40-тонных паромов или шести 60-тонных паромов. Любой из паромов собирался в течение 0,5 ч после посадки на воду. Движение планеров-понтонов по воде осуществлялось с помощью подвесного мотора мощностью 20 л.с. Численность расчета парка составляла 160 чел.
Компоновка фюзеляжа планера-понтона. Технический проект, ноябрь 1948 г.
3 В последующем именно этот коллектив конструкторов составил кадровую основу Конструкторского бюро инженерно-танковой техники в составе ЦПИИ СВ им. Д.М. Карбышева, созданного по инициативе А.Ф. Кравцева. Из конструкторского бюро М.М. Пашенина (по другим источникам - и из КБ Туполева) для разработки планера-понтона прибыли Л.И. Курбала, В.П. Бабайцев, П.Г. Золин, Потапов, Ковалев и другие. В расчете на дальнейшую работу по созданию планерно-понтонного парка структура конструкторского бюро первых лет строилась по типу КБ авиационной промышленности (группа фюзеляжа, крыла, шасси и т.д.).