Продольный разрез пулеметной бронебашни К-51.
Основные данные пулеметной бронебашни К-51:
- вооружение — 7,62 мм пулемет «Максим» и пистолет-пулемет ППС;
- секторы огня: горизонтальный — 360°; вертикальные — +27° и -7°;
- наблюдение — танковая панорама ПТ-4-7;
- диаметр бронебашни — 2300 мм;
- высота бронебашни — 460 мм;
- высота линии огня — 65 мм;
- толщина брони; лобовая — 350 мм; бортовая — 80-275 мм; покрытия — 80 мм;
- общий вес бронебашни — 11,2 т; брони — около 7,0 т;
- обеспеченность защиты — от прямого выстрела 100-мм бронебойного снаряда;
- боевой расчет — 3 чел.
Пулеметная бронебашня К-51 была рекомендована для принятия на вооружение, однако этого не произошло ввиду появления более совершенной бронеустановки типа БУК-П (броневая установка пулеметная тяжелого типа, имела индекс И-16)[1].
Одновременно с разработкой фортификационных сооружений Анатолий Федорович занимался проблемой создания переправочно-десантных средств. Уже с 1944 г. он приступил к поиску рациональной компоновочной схемы плавающего транспортера, предназначенного для переправы личного состава и войсковых грузов. Эти наработки позже были использованы при создании транспортера К-61.
В 1946 г. приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками №0778 от 31.12.1946 г. инженер-подполковник А.Ф. Кравцев был назначен начальником 9-го отдела бронеинженерых средств НИИИ СВ (п. Нахабино). Тогда же маршал Инженерных войск М.П. Воробьев выступил с инициативой — для быстрой транспортировки понтонных парков к месту оборудования переправ перебрасывать их по воздуху (не исключено, что новое назначение Кравцева состоялось по инициативе маршала1). Самое активное участие в решении этой сложной задачи принял Кравцев.
Начальник 9-го отдела бронеинженерных средств НИИИ СВ инженер-подполковник А.Ф. Кравцев, 1946 г.
По замыслу, понтонный парк, транспортируемый по воздуху, должен был обеспечить:
- независимость доставки материальной части парка к участку сборки мостов и паромов от наличия дорог и их характеристик;
- независимость транспортировки материальной части парка к участку сборки мостов и паромов от загруженности и состояния дорог, путей движения (повреждения бомбами, заторы войсковой техники, беженцы и т.д.);- высокий темп оборудования мостовых и паромных переправ;
- возможность быстрого обеспечения переправами танковых, мотострелковых и десантных войск, подвергшихся нападению противника;
- возможность обеспечения переправами рейда танковых, мотострелковых и десантных войск в оперативной глубине противника;
- высадку морской пехоты в ходе выполнения десантных операций флота;
- быструю доставку материальной части и переправочных средств на направление главного удара при развитии обозначившегося успеха;
- многократное сокращение (в сопоставлении с имевшимися на вооружении) численности понтонеров, катеристов и водителей;
- относительную независимость от береговых условий в момент оборудования переправ;
- высокий уровень блочности материальной части парка. В конструкции планера-понтона сочетались элементы транспортного шасси, средства моторизации, несущие балки и настил проезжей части;
- посадку как на поверхность воды, на луговую поверхность, так и на днище (киль) при приземлении на слабых грунтах;
- транспортировку по суше с использованием личного состава или тягача.
Проект планера-понтона понтонного парка, транспортируемого по воздуху. 1946 г.
Кроме того, к положительным качествам предложенного способа можно отнести отсутствие существенных акустических демаскирующих факторов при подлете планеров-понтонов к участку оборудования переправы.
Полноразмерный макет экспериментального планера-понтона, изготовленный на ЭЗИВ СВ по документации доработанного эскизного проекта. 1946 г.
1 В списке трудов А.Ф. Кравцева присутствует под порядковым номером 30 труд - Военно-инженерное средство «Планер-понтон» К-50,1945 г.». Вероятно, это заявка на изобретение (или авторское свидетельство) №90184с.